«Распалась цепь великая. Распалась – и ударила…»
Необходимость скорейшей отмены крепостной зависимости ясно осознавали все слои русского общества. Даже помещики, для многих из которых крестьянские оброки и натуральные повинности являлись, по сути, единственным стабильным источником доходов, и то тяготились этим пережитком общественной системы страны. Ведь им приходилось неустанно следить за законопослушным поведением своих «подопечных», вникать в их проблемы и неурядицы, а также в качестве верховного арбитра разрешать мелочные споры и выслушивать кляузы друг на друга.
На картине князя Семена Петровича Черкасского (1827–1886) «Крепостные у помещика» как раз запечатлена подобного рода сцена: помещик с деланной суровостью смотрит сквозь стоящую перед ним на коленях и молящую о снисхождении крестьянку; его не занимают ни ее муж, нервно теребящий пустую суму, ни плачущие вокруг матери дети. Кажется, он и сам понимает, что бедной семье нечем платить причитающиеся недоимки, но и просто так отпускать должников тоже нельзя, ведь вокруг столпились другие крестьяне-просители, вдруг они по округе разнесут слух, что барина можно умилостивить? Тогда и остальные совсем отобьются от рук. Вот и приходится принимать личину строгого, но справедливого господина, устало-равнодушным тоном поучающего селянку за нерадение, но все же предоставляющего – в который уж раз! – желанную отсрочку платежа. И так изо дня в день, изо дня в день…
Полотно было создано в 1860 году, буквально накануне крестьянской реформы. За него живописцу от имени Императорской Академией художеств была присуждена серебряная медаль первого достоинства (большая поощрительная медаль).
Долгожданный императорский манифест об отмене крепостного права увидел свет 19 февраля 1861 года . Согласно документу прежде зависимые категории крестьян отныне получали права свободных сельских обывателей.
Манифест завершался словами: «Осени себя крестным знамением, православный народ, и призови с Нами Божие благословение на твой свободный труд, залог твоего домашнего благополучия и блага общественного». Вслед за тем, в 1864 году, была осуществлена земская реформа, нацеленная на создание в сельских районах основ местного самоуправления.
Казалось бы, благодаря проведенным в жизнь преобразованиям положение бывших крепостных должно было существенно улучшиться, однако на деле случилось обратное: почти повсеместно обрабатываемые участки были перераспределены в пользу помещиков, и в результате, крестьяне утратили от одной пятой до одной трети прежних наделов. Более того, оброки с повинностями тоже никуда не исчезли (пусть даже их объем и сократился), а к ним добавились ежегодные выкупные платежи за землю. Такое поистине несправедливое решение обернулось ростом волнений по всей стране и повальным бегством крестьян в города, где они пополняли ряды рабочих-пролетариев; тем же, кто не имел возможности покинуть родные места, лишь оставалось боязливо стоять на одной ноге на своем приусадебном участке («излишки» к тому времени уже были отрезаны в пользу помещиков) и точно так же как и герою лаковой миниатюры А.Г. Грачева вслух задаваться риторическим вопросом: «Куды крестьянину податься?»
С 2 марта по 4 апреля в вестибюле Музейного центра «Палаты» работает мини-выставка «К 160-летию отмены крепостного права в России» . Три музейных экспоната – живописное полотно, императорский манифест и лаковая миниатюра – олицетворяют саму крепостную эпоху, цели реформы и ее последствия.
Понравилась статья? Ставьте лайки, делайте репосты, подписывайтесь на канал Владимиро-Суздальского музея-заповедника .
Ждём ваших комментариев!