Поэма – это и лирика, и эпос одновременно, что позволяло этому жанру быть гибче многих других, так или иначе сошедших с литературной сцены. Как любой прозаик мечтает написать роман, так и любой поэт стремился создать поэму.
Поэма, лиро-эпический жанр литературы (обычно крупной формы), возникла из эпических сказаний, повествующих о подвигах героев в мифические времена великих сражений. По отношению к лирике поэма всегда вторична, несмотря на то, что в письменном выражении представлена почти всегда в стихах.
Начиная с Гомера и вплоть до начала XIX века, до воцарения романтизма, сюжетом для поэмы становились подлинные или вымышленные истории героев различных стран и эпох. Основной идеей любой поэмы в те времена была идея всеобщего единения и поддержки, чьи корни уходят еще в родовой общинный строй.
Но это было именно повествование: герои в поэме оставались статичными, их душевные переживания практически не затрагивались. Однако в отличие от эпопеи, также повествующей о героических деяниях, поэма на протяжении всей своей истории эволюционировала вместе с самой литературой.
Принципы героической поэмы были выработаны и закреплены еще в античности; их придерживались и авторы эпохи классицизма. Вершиной такой поэмы считалась «Энеида» Вергилия ( I в до н.э.).
Особенности содержания жанра следующие:
- Основа – важное историческое или легендарное событие;
- Большое количество описательных элементов;
- Введение в изображение героя трогательного;
- Для мотивировки действий главного героя в событие вносится чудесное;
- Поэт высказывает свой личный взгляд на происходившее (поэма повествовала в античности и в классицизме, принявшем эти принципы за основу, только о прошлом);
- Введение намеков на современность (подразумевается связь времен).
Сюжетно-композиционные особенности поэмы:
- Вступление, в котором указывалось ее основное содержание;
- Все события в поэме группировались вокруг одного главного или служили препятствиями, замедляющими действие;
- Начало поэмы обычно вводило читателя уже в середину события;
- Предшествующие события можно было узнать из повествования от лица главного героя.
Из повествовательных произведений средних веков поэма заимствовала мотивы любви и чести и элементы приключенческого жанра.
«Новая» поэма появилась во времена Байрона и приняла вид краткого или распространенного рассказа о событиях из жизни вымышленного персонажа (например, Чайльд-Гарольда) с многочисленными лирическими отступлениями.
В русском реализме XIX века поэма снова приблизилась к эпосу («Кому на Руси жить хорошо» Некрасова), но рассказывала уже не о вымышленных или легендарных событиях, а о картинах истинной народной жизни, которая продолжалась, продолжается и будет продолжаться (то есть время в поэме снова стало эпическим, былинным).
В XX веке, веке политических и социальных потрясений, содержание и форма поэмы претерпели значительные изменения. От лирического эпоса, раскрывающего жизнь души («Маяковский «Облако в штанах») и эпического времени (Блок «Двенадцать») до размышлений о судьбах мира и поэзии в настоящем и будущем (Ахматова «Поэма без героя»).
В очередной раз обновленная поэма стала включать в себя и отдельные стихотворения, и прозаическое повествование, и элементы драматургии, но всегда однозначно определялась только как лиро-эпический жанр, хотя основные ее черты, заложенные еще в античной литературе, сохранялись.
Почему же в XXI веке, в наши дни, никто (или почти никто) не пишет поэм? Она исчерпала себя как жанр или калибр событий «маловат»? Как вы считаете?
Подписывайтесь на канал! Вас ожидает много интересного!