А на прослушивании - едва ли не первом в своей жизни - бокс из трех пластинок, очень редкий, НЕ Пинк Флойд, который у всех есть.
Итак - на проигрывателе релиз 1959 года выпуска, согласитесь - для сегодняшней даты 19 марта 2021 года это уже антиквариат.
Это раз.
Да, и по звуку, конечно, чувствуется, что разок-другой побывала пластинка под иглой заточки 50-х, не патефонной, слава богу. Однако при некоторой доле поэтической фантазии легко можно представить, что это дрова в камине потрескивают.
А поэтическая фантазия безусловно потребуется для восприятия этой музыкальной шкатулки 18-го века.
Это два.
Карл Микаэль Бельман (швед. Carl Michael Bellman; 4 февраля 1740 — 11 февраля 1795) — музыковедами и культурологами позиционируется как поэт и музыкант-любитель. Ну, я считаю, что если таковой был уровень любительского исполнения, то...
Посудите сами - с одной стороны большая часть стихотворений Бельмана состоит из импровизаций. Как у Пушкина в "Маленьких трагедиях", помните, приглашают такого балабола-импровизатора, и на веселых пирах, в кругу своих близких друзей он берёт в руки цитру и поёт в продолжение целой ночи, пока не упадёт в изнеможении.
Современники восхищались тем, что слова рождались у него вместе со звуками. Да, мелодии песен большей частью он заимствовал из своей головы, наполненной образованностью. Ритмы приходили Карлу из различных источников - и арии из популярных комических опер, и строки старинных песен, иногда и мелодии известных композиторов (Гайдна и Генделя). То есть, с другой стороны, это уже не просто импровизация, а профессиональная аранжировка с целью популяризации классики, которую тогда понимали не больше, чем сейчас.
Однако значительная часть напетых Бельманом мелодий до сих пор не идентифицирована, как чья-то авторская. То есть, получается, он по ходу концерта сочинял и сам.
Интересно, что увлёкшись на хмельной пирушке, приличный банковский служащий, работающий секретарём номерной лотереи с годовым жалованием 3000 далеров медью, имеющий титул гоф-секретаря, позволял себе критические выпады. И однажды стокгольмская городская консистория привлекла его к суду, после того, как один из опусов Карла был опубликован в газете. Однако всё ограничилось сделанным ему замечанием. Думаю, судья сам бывал на пирушках с участием весёлого лотерейщика, и просто пояснил Карлу, что юмор для своего круга не прилично выносить на широкую публичность.
Всё-таки Бельман издал свои тексты - "Письма Фридмана", "Fredmans epistlar" в 1790 году. И эти песенки исполняют по сей день и не только в Швеции.
Вот нашел в сети очень симпатичное переложение для гитар одного из опусов Фдмана-Бельмана.
Но вернёмся к раритету, о котором идёт речь - третья степень значимости для аудиофила заключается в том, что это дебют, первый выпуск на большом виниле записей Роланда Бентссона.
Kurt Roland Bengtsson, гитарист, бас-гитарист, лютня. Родился он в 1916, оставил наш мир в 2005, выпускал в основном ЕР, сорокапятки на 7 дюймов. В общем-то в русскоязычных сетях и информации о нём немного, даже вот по поисковику фотографии видим:
Так что третью степень значимости хотелось бы уточнить, буду рад, если аудофилы Дзен помогут.