Стадия ИНДИВИДУАЦИЯ
В 3 года у ребёнка сформировано ядро личности , состоящее из биологических аспектов ( врождённый темперамент ), социальной среды ( в каком обществе он живёт ) и воспитания ( родительский вклад ).
Ребёнок начинает понимать , что мама отдельный человек и не принадлежит ему , и что он тоже отдельно . С одной стороны это радостно , но с другой - тревожно . Ребёнок видит , что мама может любить / не любить , может ругать , мама может быть занята и не уделять ему внимания ( сколько он хочет ).
Итак , как же себя вести в этот период .
1 ) Заряжаем ребёнка позитивом .
Ребенка начинают интересовать вопросы жизни и смерти - это стресс для него ( что мама может умереть и он тоже ). В 3 года необходимо зарядить ребёнка позитивом , дать понять , что мир добр , окутать его заботой и любовью . В тревожных ситуациях для ребёнка родитель должен как можно больше рассказать об этой ситуации с позитивными акцентами ( гасим негативные моменты ), о том , что в жизни много возможностей , его ждёт масса приключений . Превращаем тревогу в любопытство ! Страхи , опасения , непонятки ребёнка нельзя оставлять без внимания , их необходимо обработать , облачить в позитив , найти добрые , хорошие моменты , отвечать ребёнку как можно развёрнуто , удовлетворяя его любопытство . Но отвечать нужно честно , правду , без выдумок . Например смерть - можно сказать , что да , все мы когда - нибудь умрём , но это будет ещё очень , очень не скоро , когда мы будем старыми , а до этого мы проживем счастливую жизнь , будем любить друг друга , много где побывем , попробуем . Нужно как можно больше рассказать хорошего .
2 ) Создаём матрицу - КТО ОН .
Родитель распознает врождённый темперамент и выявляет положительные качества . Возможно ребёнок обладает не теми качествами как вам бы хотелось , но переделывать под себя генетические аспекты нельзя , необходимо найти в них положительные стороны . То что для вас минус , для ребёнка плюс , это ЕГО качества и нужно научить ими пользоваться .
1) Например, как в моем случае, если ребенок ленив и медлителен, плюс в том, что он хорошо все обдумывает перед действием, не попадёт в неприятные ситуации, спокоен и уравновешен. Мой сын не экстремал, перестраховывается, не лезет там где опасно. Хотя я человек активный, шебутной и мне очень трудно принять такого ребёнка (я пыталась его изменить, до того, как начала изучать воспитание детей).
Есть 5 секторов самооценки:
внешность
характер
ум
достижения
изюминки (фишечки).
Необходимо рассказать ребёнку какой он по этим секторам (10 качеств из каждого сектора). Чтобы создать максимально полную, позитивную картину самого ребёнка - это будет его база на всю жизнь.
(Лично я - не уверенный в себе человек. Видимо в моем детстве базу мне не заложили, учитывая что воспитывала меня только мама и бабушка).
Если вы активный человек, а ребёнок по темпераменту медлительный, задумчивый, то никогда не гнобите его за неоправдания Ваших ожиданий (ты ленивый, тупой, не самостоятельный - неоправданные оскорбления)!!!
Именно для этого человечка та черта, что вам в нем не нравится, может быть для него выгодной и полезной. Находите позитивные синонимы оскорбительным словам (тупой - мечтателтный, ленивый - скурпулезный). В будущем таким образом сформированая самооценка даст крепкий фундамент для человека, он будет знать какой он, свои сильные стороны, будет непоколебим, уверен в себе и своих силах.
В этом возрасте с ребёнком можно уже разговаривать, задавать наводящие вопросы, чтобы он думал, анализировал. (Можно спрашивать кем он хочет быть, какой представляет свою жизнь и пр.) Любую инициативу, желания, мечты нельзя высмеивать, принижать значимость. Необходимо поддерживать и поощрять его планы (если ребёнок мечтает быть дворником, не надо его отговаривать, он 100 раз потом может поменять свои идеи).