Найти тему

Страницы истории Болотнинского района Новосибирской области. Свято-Троицкая церковь поселка Дальний.

Фотография Свято-Троицкой церкви в поселке Дальний, конец 1950-х годов.
Фотография Свято-Троицкой церкви в поселке Дальний, конец 1950-х годов.

В 1907 году на реке Правая Терь, на месте будущего поселка Дальний в первыми обосновались Климчук и Снычков, построившие временные жилища в чистом поле. Через год, в 1908 году поселок Дальний был зарегистрирован в Переселенческом Управлении в Томске. В поселке стали планово селиться переселенцы из Волынской, Киевской, Черниговской, Витебской, Минской и Тульской губерний. В 1911 году в Дальнем было 63 двора и 381 жителя.

По легенде старожилов, записанной в 1975 году учителем Кривояшинской школы и краеведом Анной Васильевной Мануйловой, первые жители поселка решили построить молельный дом. Между выходцами из Черниговщины (православными) и из Витебской губернии (поляками-католиками) произошел спор о том будет он православным или католическим. Большинство поселенцев были православные, поэтому было решено, что молельный дом будет православным. Легенда упоминает лидера черниговцев, сплотивших православных жителей – Неброева, главу большой патриархальной семьи с 5-ю взрослыми женатыми сыновьями, и сообщает, что именно он и построил молельный дом в Дальнем, который вскоре стали посещать жители близлежащих переселенческих поселков: Долгово, Сухиново, Кривояша, Ширяевки, Терска, Лево-Терска, Жуковки.

Витебские поляки, по легенде, пошли на мировую и стали просить односельчан принять их в свое общество, обещая внести деньгами свою долю, чтобы иметь возможность посещать молельный дом. Как сложились отношения витебцев с остальными жителями поселка, легенда умалчивает. Официальных сведений о существовании католической общины в Дальнем и близлежащих поселках не имеется.

В 1911 году, при содействии Переселенческого Управления, в Дальнем была построена и освящена деревянная однопрестольная церковь во имя Святой Троицы, которое было отнесено к благочинию 48 округа. Подрядчиком строительства церкви был Резунов, построивший в 1912 году новую Свято-Никольскую церковь в Болотном (на месте современного Креста на перекрестке улиц Московская, Комитетская и Подгорная). В состав прихода вошли поселки Дальний, Сухинский – в 1 версте, Ширяевский – в 2-х верстах, Верхотурский – в 4-х верстах, Лево-Терский – в 5-ти верстах, Терский – в 4-х верстах, Маматынский – в 7–и верстах, Жуковский – в 8-и верстах, Асановский – в 9-ти верстах, Кайлинский – в 10-ти верстах. Церкви было отведено 116 десятин земли. По сведениям на 1914 год, при церкви была открыта церковно-приходская школа.

С 1911 года священником в Дальнем был назначен Василий Митрофанович Гоголушко, с 1913 года при церкви стал служить псаломщиком Петр Васильевич Марсов. Содержание клира состояло в готовых приходских домах и казенном жалованье 800 рублей. Доходы от треб составляли 285 рублей.

В 2000 и в 2001 годах Новосибирская епархия получила от внучки первого священника церкви в поселке Дальнем Гоголушко Василия Митрофановича – Венскович Веры Ивановны два письма из Белоруссии. Вера Ивановна собирала сведения о жизни своего деда и разыскивала поселок Дальний, в котором он жил и служил. Из ее писем стали известны подробности биографии Василия Митрофановича.

Согласно сведениям Венскович, Василий Митрофанович Гоголушко родился в 1881 году в деревне Бобры Лидского района Гродненской области Белоруссии. Отец его, Митрофан Иванович Гоголушко, был бедный крестьянин, но, несмотря на материальные трудности, отдал своих сыновей Адама и Василия учиться в Лидскую учительскую семинарию в 20 верстах от своей деревни, через день посещал их, принося хлеб и еду. После окончания учебы Василий стал псаломщиком в церкви села Ласица Глубокого района, а затем был направлен в Москву на курсы священников, закончил их и был рукоположен в сан иерея. В 1911 году он был направлен в только что открытый приход в Сибирь, в переселенческий поселок Дальний Томской епархии.

Приехав в Дальний, Гоголушко стал исполнять обязанности не только священника, но и оказывал медицинскую помощь, так как оказанию медицинской помощи обучался также в Москве на священнических курсах.

В октябре 1917 года и в начале 1920 года церковь в Дальнем закрывалась. Дома священника и псаломщика были реквизированы.

Псаломщик, видимо, уехал из Дальнего в самом начале этих событий, но священник Гоголушко со своей семьей остался в поселке.

Весной 1920 года Гоголушко был первый раз арестован по обвинению в контрреволюционной деятельности на 3 месяца и заключен в уездную тюрьму в Новониколаевске. 18 июля 1920 года он был заключен в губернскую тюрьму в Томске на 2 месяца, 30 сентября 1920 года Томской губЧК был приговорен к лишению свободы в пределах отбытого срока, затем был вновь освобожден.

В декабре 1920 года Гоголушко вновь был задержан. Вера Ивановна Венскович, со слов своей бабушки и своих родителей, рассказывает об этом задержании так: «…зимой того же 1920 года прямо на улице он был задержан. На санях подъехали двое: «Отец Василий, мы вас свозим на допрос и тут же отпустим»».

Домой он не вернулся. До семьи дошли слухи, что на станции Чебула в проруби обнаружили завернутую в сшитый гвоздями подрясник человеческую голову. Жена Гоголушко – Ольга Викентьевна, предчувствуя недоброе, отправилась в волостной центр Болотное, где добилась разрешения показать ей голову мертвого человека в леднике. Ей показали голову, отрубленную от тела с шеей и частью плеча, самого тела в леднике не было. Это был Василий Гоголушко. Придя в себя после обморока, жена Гоголушко стала просить начальство, чтобы ей выдали голову и тело для захоронения. Устно ей дали разрешение, однако, когда она с гробом приехала за останками мужа, ей сказали: «Мы уже сами похоронили. Не вздумайте искать». Места захоронения Гоголушко она так и не выяснила и вернулась с пустым гробом в Дальний.

Продав в поселке все вещи, жена Гоголушко собрала мешок обесцененных в то смутное время денег и в Болотном купила билеты на родину в Белоруссию. С четырьмя детьми 15, 11, 9 и 7 лет она возвратилась домой.

«До сих пор мы не знаем где он похоронен и похоронен ли вообще. Что стало с телом? Почему подрясник был сшит гвоздями – может, это орудия пытки?..мы делали запросы по поводу арестов…нам прислали все копии по второму его аресту. Но вот следов третьего дела с решающим обвинением и приговором нигде найти не можем», - писала Венскович.

В рассказах старожилов, записанных Мануйловой в 1975 году, есть упоминание об этом событии: «…священник же жил в собственном купленном им доме, но его вскоре убили, предварительно надругаясь над ним…». Упоминаются имена предполагаемых убийц.

Существует также позднее сообщение, записанное в 2000-х годах со слов старожилов, хранящееся в Болотнинском районном историко-краеведческом музее, о супругах, согласно которому в некоей семье, проживавшей в Болотнинском районе, жена оказалась внучкой человека, который отрубил голову Гоголушко, а ее супруг родственником убитого.

В 2002 году в Новосибирской епархии была образована епархиальная комиссия по канонизации местных святых. В 2000-х годах епархиальная комиссия выявила 560 имен священнослужителей и мирян Новосибирской епархии, пострадавших в годы гонений, в числе которых есть и священник Василий Митрофанович Гоголушко.

Со слов старожилов, церковь в Дальнем после 1920 года не использовалась для богослужений, в 1930-х годах она стала использоваться как зерносклад. Однако, вероятно, церковь продолжала периодически функционировать.

Постепенно вокруг церкви сложился ряд легенд.

Согласно одной из легенд, во время грозы крышу церкви, превращенной в зерносклад, повредило и вода стала попадать на зерно. Течь в крыше заколотили иконой Казанской Богоматери. Сторож зернохранилища часто слышал по ночам женский плач в храме, но никого не находил. Однажды поднялись на крышу и увидели образ Богородицы, которая плакала. По иконе, в местах, где были вбиты гвозди, сочилась кровь.

О судьбе самого здания церкви поселка Дальний существовали противоречивые сведения, не подтверждаемые в документальных источниках. По одним из них, церковь была разобрана и перевезена в Кривояш на строительство клуба и школы. По другим, бревна церковного сруба использовались для строительства домов в разных местностях. Во всех случаях сведения эти сопровождались легендами о том, что позже все эти здания сгорели.

Из архивных источников известно, что церковь в Дальнем была закрыта распоряжением Облисполкома № 1020 от 28 февраля 1941 года и была разобрана вместе с остальными строениями в Дальнем во время ликвидации поселка, как населенного пункта, в начале 1960-х годов, после того, как в 1958 году поселок Дальний был присоединен к совхозу «Чебулинский».

В 2017 году благочинный церковных приходов Болотнинского района протоиерей Искитимской епархии Игорь Затолокин намеревался посетить место бывшего расположения поселка Дальний и его Свято-Троицкой церкви и установить там крест.

Евгений Терентьев

Василий Гоголушко с женой и сыном Петром во время учебы сына в Томском духовном училище, 1915 год.
Василий Гоголушко с женой и сыном Петром во время учебы сына в Томском духовном училище, 1915 год.

Справка о реабилитации Василия Гоголушко.
Справка о реабилитации Василия Гоголушко.

Опубликовано:

http://www.letopisi54.ru/letopis/detail.php?ID=15376

Подписывайтесь на канал!

Ставьте лайки!