Найти тему

Торговые центры 2.0: как моллы адаптировались к новой реальности

Оглавление
KazanFirst
KazanFirst

Пандемия и бурное развитие e-commerce навсегда изменили будущее торговых центров. Чтобы выжить, им приходится менять концепцию и сокращать площади в пользу развлекательных. Журналист KazanFirst Эльвира Зайнулина побеседовала с участниками рынка и узнала, как будут меняться ТЦ Казани.

Прошлый год стал для торговых центров самым тяжелым за всю их историю. Локдаун, длящийся с 28 марта по 15 июля, снизил доходы собственников на 30-40%. В результате состоялось сразу несколько крупных сделок по смене владельцев: были проданы ТРК «Ривьера» и ТЦ «Castoramа». Новым собственником ТЦ «Сувар плаза» стал Ак Барс Банк. Еще ряд торговых комплексов заявили о планах по реконцепции. Среди них старейший в городе торговый центр ЦУМ и ТРЦ «Кольцо».

Согласно исследованию UD Group, в Казани сегодня работают 54 торговых объекта общей площадью более 1 млн кв. м, в том числе торговые площади операторов DIY и продуктовых ритейлеров. В прошлом году к числу новых ТЦ прибавился введенный группой KazanMall, в результате общая площадь качественных торговых площадей достигла 814,7 тысяч кв. м, а показатель обеспеченности  на 1 тыс. жителей вырос до 661,3 кв. м.

В то же время, по данным старшего директора департамента стратегического консалтинга Cushman&Wakefield Ольги Ясько , обеспеченность форматными торговыми площадями в Казани составляет 350 кв. м на тысячу жителей, что сравнимо со средним показателем обеспеченности по городам-миллионникам (361 кв. м на тысячу жителей) и более чем в два раза выше среднего показателя по России (158 кв. м). При этом, по ее словам, значительная часть торговых центров Казани была открыта более 10 лет назад и имеет устаревшую концепцию.

KazanFirst
KazanFirst
- Чтобы выдерживать высокую конкуренцию, необходима постоянная работа над оптимизацией концепции объекта – важно «быть в тренде» и успевать за быстро меняющимися предпочтениями потребителей. Так, часть объектов города уже провела реконцепцию – например, «МЕГА» и «Парк Хаус» обновили зону фудкорта, а некоторые находятся в процессе работы над обновлением – например, ТЦ «Кольцо», - прокомментировала она.

Покупатели хотят не хлеба, а зрелищ

На фоне серьезных изменений в демографическом составе, платежеспособности потребителей и моделях розничного бизнеса необходимостью становится реконцепция устаревших форматов торговых объектов, отмечается в исследовании PwC.

За последние пять лет доля категории «Развлечения» в площади ТЦ выросла с 7 до 23%. Технически данный рост произошел за счет сокращения доли площадей в категории «Торговая галерея» и частичной переориентации магазинов в онлайн-формат. В долгосрочной перспективе ожидается дальнейший рост данной категории в структуре арендаторов ТЦ. Доля развлечений к 2030 году составит около 30% арендопригодной площади ТЦ, отмечают аналитики.

С высокой долей вероятности именно концепция entertainment&education станет основным якорем проектов. К примеру, в США с 2010 по 2019 год доля занимаемой площади данного сегмента в торговых центрах увеличилась на 44%, наиболее значительный рост (в четыре раза) отмечается для активных развлечений (батутные парки, квесты, крытые аттракционы, лазертаг и др.).

Торговый центр станет не только местом для шопинга, но и общественным пространством для семейного досуга, развлечений, занятий спортом и получения новых знаний. Именно сочетание всех этих концепций позволит торговому центру в будущем поддерживать лояльность потребителей и обеспечит коммерческую успешность объекта, считают PwC.

«Кольцо» станет красивее и больше

ТРЦ «Кольцо» начнут реконструировать в 2022 году. Напомним, о том, что будет проводиться конкурс, в январе 2018 года сообщила главный архитектор Казани Татьяна Прокофьева . А выбрать проект реконструкции здания торгового центра на конкурсной основе решила компания «Эдельвейс Групп», которая является собственником. По словам Прокофьевой, здание технически не нуждается в реконструкции, но «Кольцо» неоднократно попадало во все антирейтинги архитектурных объектов Казани.

KazanFirst
KazanFirst

Как рассказала KazanFirst директор по маркетингу АО  «Эдельвейс Групп» Алина Зайнетдинова , после реконструкции площадь торгового центра увеличится примерно на 15%, в основном за счет увеличения досуговой зоны.

- Во время реконструкции закроется только часть гипермаркета, - рассказала она. - Сейчас ежемесячно «Кольцо» посещает около 1 млн человек. После реконструкции поток посетителей планируется увеличить на 25-30% за счет новых магазинов и увеличения досуговых зон.

Растет спрос на торговые центры «у дома»

По прогнозам аналитики PwC, в будущем новые торговые центры будут запускаться в меньшем формате, снижение площади относительно среднего размера сегодняшних ТЦ составит 10–15%, при этом наиболее востребованными станут районные ТЦ с площадью до 20 тысяч кв. м.

В начале этого года компания UD Group анонсировала строительство торгового центра площадью 31 тысяча кв. м в жилом комплексе ART City. Как сообщили KazanFirst в компании, открытие запланировано на IV квартал 2023 года. Помимо торговых площадей в комплексе предусмотрены гастрономические пространства, офисные площади и коворкинг.

- Мы стремимся к созданию баланса между личной жизнью и работой наших посетителей. Определяя формат нового community-центра в Казани, мы учитывали конкурентное окружение, обеспеченность торговыми и офисными площадями, инфраструктуру локации. Конечно же сыграли большую роль тренды на смешанные форматы коммерческой недвижимости и создание объектов, которые призваны закрывать потребности жителей конкретных районов, - прокомментировали в пресс-службе компании.

Не так страшен онлайн-ритейл, как его малюют

По итогам 2020 года объем рынка электронной торговли в Татарстане достиг 67 млрд рублей, а доля онлайна в объеме ритейла выросла до 7%.

На основе изменения доли онлайн-продаж для основных сегментов на европейских рынках в 2010–2018 годах PwC прогнозирует их динамику для России. Так, ожидается, что через 10 лет половина объема продаж книг будет идти через интернет (к примеру, такая ситуация уже сейчас отмечается в США и Великобритании). Продажа бытовой техники и электроники через онлайн-каналы будет достигать 43%. В связи с этим крупнейшие сети в данном сегменте в будущем будут менять форматы магазинов в торговых центрах преимущественно под шоу-рум/концепт-стор и пункты выдачи товара, приобретенного онлайн. Увеличится практически в два раза доля онлайн-продаж в fashion-сегменте – до 22%. При этом, с одной стороны, часть ритейлеров сократят занимаемые площади в торговых центрах, с другой – онлайн-магазины выйдут в офлайн (например, AliExpress или Lamoda).

Ольга Ясько убеждена, что онлайн-торговля не представляет сильную угрозу традиционному офлайн-ритейлу. Торговый центр останется местом для проведения досуга и социализации людей.

KazanFirst
KazanFirst
- Торговый центр - это не только место для покупок, это своеобразный досуг, мероприятие для семьи. Далеко не все потребители ушли в онлайн, многим по-прежнему важно увидеть вещь глазами и потрогать руками, прежде чем покупать. Целевая аудитория ТЦ была и остается, но онлайн-продажи идут вперед гораздо быстрее и быстрее же подстраиваются к требованиям покупателей, - добавляет старший аналитик ИАЦ «Альпари» Анна Бодрова .

Эксперт отметила, что с учетом сложного для торговли времени часть площадей пустует - без арендаторов могут оставаться около 25-30% торговых площадей ТЦ. Однако с возвращением потребителей к активной жизни без социальных ограничений из-за коронавируса они быстро вернутся в ТЦ, так как этот сегмент очень динамичный.

Хоронить ТЦ пока рано

Аналитик ГК «ФИНАМ» Алексей Коренев констатирует, что Россия почти вдвое отстает по обеспеченности торговыми площадями от большинства европейских стран и от США. По состоянию на конец 2019 года, на каждую тысячу наших сограждан приходилось всего 830 кв. м торговых площадей, в то время как в Германии этот показатель был равен 1500 кв. м, а во Франции – 1400 кв. м.

KazanFirst
KazanFirst
- Если в Москве на сегодняшний день обеспеченность торговыми площадями составляет 511 кв. м на тысячу человек (кстати, это не самый высокий показатель в России), то в Казани – всего немногим более 350 кв. м на человека (один из худших результатов среди крупных городов). Впрочем, после открытия в 2020 году РЦ «Казань Молл» показатель обеспеченности торговыми площадями в Казани должен несколько улучшиться – ждем обновленных данных, - отметил он.

По мнению Коренева, крупные торгово-развлекательные центры предоставляют возможности для семейного отдыха, совмещенного с шопингом. Многие российские семьи, проживающие в больших городах, традиционно включают в планы проведения своих выходных посещение ТРЦ. Поэтому хоронить торговые центры точно еще рано. Особенно с учетом того, что в некоторых регионах их сейчас явно недостаточно.

- Напрасны и опасения, что офлайн-торговля сильно пострадает из-за того, что в период пандемии многие россияне пристрастились к покупкам в онлайн-режиме. Во-первых, люди, засидевшись по домам, истосковались но нормальному формату общения и привычной форме покупок, когда можно побродить по крупному торгово-развлекательному центру и посмотреть что-то интересное для себя и своей семьи. Во-вторых, есть категория покупателей, которые принципиально отдают предпочтение офлайн-покупкам. Это не только возможность «потрогать руками» понравившуюся вещь, примерить её на себя, проконсультироваться с продавцом-консультантом по поводу потребительских качеств товара и на месте выбрать наиболее подходящий, это еще и своеобразный ритуал – «совершать покупки лично», - заверил спикер.