Найти тему
Перечитали

“Трудолюбивая старушка”. Советская детская поэзия с позиции современности

Сегодня я читаю стихотворение Юнны Мориц “Трудолюбивая старушка”.

Я не знаю, почему это стихотворение считается детским (оно включено в сборники детских стихов, к нему есть чудесные иллюстрации, которые я в детстве с большим удовольствием рассматривала). По-моему это стихотворение про одиночество, которое внутри, и которое не может быть исправлено снаружи. Однако, раз стихотворение в детских сборниках - читаем!

“Трудолюбивая старушка” Юнна Мориц

Ленивая кошка

Не ловит мышей.

Ленивый мальчишка

Не моет ушей.

Ленивая мышка

Не выроет норку.

Тема “лени” не отпускала умы, да и сейчас “лень” в разговорах встречается гораздо чаще, чем хотелось бы. Не устану повторять: лени не существует! Это слово заменяет целый большой спектр чувств, событий, решений, как сознательных, так и неосознаваемых.N.B. “Просто лень” существует еще реже, чем обычная “лень”.

У кошки есть причины не ловить мышей: она может быть сыта прямо сейчас, может быть ее так сытно кормят, что нет необходимости вообще ловить мышей, может быть она предпочитает ловить птичек, а может быть она и мышей ловит, но мы ничего об этом не знаем, потому что кошка не посчитала необходимым поставить нас в известность. Но - нам в первую очередь сообщают, что кошка ленива. По факту - кошка не ловит мышей по какой-то важной (важной! существенной для этой кошки!) причине.

По аналогии: у мальчишки есть причины не мыть уши, а у мышки - не рыть норку. Возможно у мышки есть норка и ей достаточно, или она нашла место, напоминающее норку и подходящее ей. Что же касается мальчишки, то, может, ему однажды в ухо вода попала при мытье, и ему не понравилось. А, может, для него мытье ушей совсем не такое важное дело, как для того, кто требует от мальчишки мыть уши. Объяснить свою позицию требующий, возможно, толком не может, заинтересовать не получается, а мальчишке все это не очень важно в силу возраста.

Ленивый мальчишка

Не любит уборку.

Ленивая мушка

Не хочет летать.

Ленивый мальчишка

Не хочет читать!

Мальчишка не любит уборку! По-моему ее многие не любят. Об уборку сломано и продолжает ломаться прямо сейчас столько копий, что я бы скорее удивилась бы, если бы мальчишка уборку любил. Однако “лень” эта его нелюбовь вполне объясняет. Мы часто не делаем/избегаем делать то, что не любим, и это нормально. Делая нелюбимое дело нам приходится преодолевать внутреннее сопротивление, и причина по которой мы его преодолеваем должна быть достаточно весомой, чтобы именно так потратить энергию. Кроме того вот это самое сопротивление внутреннее - сигнал, о том что что-то идет не так. Каким-то важным нашим убеждениям приходится подвинуться, чтобы мы могли совершить конкретное действие. И здесь речь даже не идет о том, “правильные” это убеждения или “неправильные”, а о том, что они есть, действующие, и они препятствуют тому, что мы запланировали. И если мы и впредь планируем регулярно повторять вот это самое, то имеет смысл разобраться, что именно в нас так нашим же решениям сопротивляется. Если этого не сделать, то однажды дело будет отложено, а еще чуть позже заброшено. В очень суровых условиях, когда и бросить нельзя, и делать - вот так, через сопротивление, вполне можно и до депрессии допреодолеваться. Берегите себя! Обращайте на себя внимание!

Про мушку еще интереснее. Мушка не хочет летать. Вроде бы что тут можно еще добавить, не хочет - и не хочет. Однако мушку тоже объявляют ленивой. Здесь я хочу добавить, что мушки с крыльями обычно летают, если нет никаких повреждений, препятствующих летанию. Может, у мушки что-то произошло? Из стихотворения непонятно, уточняли ли у мушки, все ли у нее ок, или нет и сразу повесили ярлык “ленивая”.

Мальчишка не хочет читать. Ок. А что он хочет? Неизвестно. А почему не хочет? Информация отсутствует. И здесь простор для причин: читаемое неинтересно, содержание читаемого не соответствует возрасту, уже начитался на данный момент, и т.д.

Что делать, скажите,

Добрейшей старушке,

Когда завелись

У старушки в избушке:

Ленивая кошка,

Ленивая мышка,

А также ленивая

Сонная мушка

И с ними в придачу

Ленивый мальчишка?

Как же поступает добрейшая старушка после того, как все ее окружение объявлено ленивым? Идет интересоваться причинами? Расспрашивает, сопереживает, уточняет? Предлагает помощь? Ну нет, конечно. Добрейшая старушка не просто так всех, независимо от причин, видового разнообразия и половой принадлежности, причесала под одну гребенку.

Вообще, как только люди (и звери) вокруг начинают в чьих-то рассказах скукоживаться до ярлыков, всегда полезно подумать, зачем это нужно рассказчику. Причины могут быть интересные и настораживающие. Однако вернемся к старушке.

Старушка пошла на охоту -

За кошку!

Ха! Спалилась бабуля! Пока кошка не ловит мышей старушка чувствует себя нужной и при деле.

Привыкла и ловит

Мышей понемножку.

Становится понятнее, почему кошка не ловит мышей! Если у кисы есть альтернативные варианты, то ура, а если нет, то у кошки, возможно, развивается выученная беспомощность.

За мышку под брёвнами

Вырыла норку,

Мешочек пшена притащила

И корку.

С мышью та же история. Старушка просто не дает ей возможность проявить себя. Если бабуля помрет, то мышке придется заново учиться жить самостоятельно.

Потом-за мальчишку! -

Затеяв уборку

И быстренько уши промыв

За мальчишку,

Старушка взяла

Интересную книжку,

Которую тоже прочла -

За мальчишку!

Это все отличная иллюстрация треугольника Карпмана “жертва-спасатель-преследователь”. Бабуля сперва преследует мальчика (мальчишка - ленивый!), потом становится жертвой (книга не читана, уши не мыты), затема сама же всех спасает. Это такая часто встречающаяся картина, что…Не забываем, что треугольник Карпмана описывает созависимые отношения. Чтобы добрейшая (!) старушка могла вот это все проворачивать, мальчишка должен четко и строго играть свою роль - он должен продолжать оставаться ленивым, с грязными ушами и нечитанной книжкой. Понимаете? Никто ему не позволит быть другим. Как только он прочитает книжку сам, бабуля станет не нужна для чтения книжки. А поскольку весь ее день занят спасательством (рытьем норок, ловлей мышей и т.д.) есть риск образования паузы, во время которой есть опасность встретиться с собой и узнать о себе то, что узнавать о себе не хочется.

Объективизация окружающих с низведением их до функции отсылает к бабушкиной нарциссической части личности. Такая часть личности есть у всех, но вот размеры ее могут сильно отличаться от человека к человеку.

Теперь -

За ленивую, сонную мушку!-

Старушка расправила

Нежные крылья

И вдаль полетела

Проведать подружку!

А не в заложниках ли мушка? Почему-то же она не летает!

Ах, завтра старушке

Придётся опять

За мушку-летать,

За мальчишку-читать,

За кошку-мышей на охоте

Хватать,

За мышку — в норе

Под бревном хлопотать.

Обратили внимание, да? Старушка намерена продолжить свою деятельность. И вот здесь у меня возникает новый вопрос: а существуют ли в реальности мышка, кошка, мушка и мальчишка? Не может ли быть, что это все воображаемые друзья? Если старушке одиноко, то она вполне могла придумать себе компанию. И они, действительно, не будут рыть норки, ловить мышек, читать книжки и т.д. - их просто нет. Однако сталкиваться с такой реальностью будет больно, и старушка придумала себе, что они ленивые. Делать все за них - логичное следствие и способ наполнить день заботами.

Как жили бы в этой

Ленивой избушке,

Не будь на земле

Неленивой старушки?

Как-то жили бы, конечно. Иначе, чем живут.