Найти тему
Литература и история

Юлия Беанна: фантазия о кукловодах и марионетках

Писатель Юлия Беанна
Писатель Юлия Беанна

Сложны и противоречивы отношения между автором и его героями. В придуманном мире автор — это кукловод, герои — марионетки, которых дергают за ниточки.

"Автору безразличны переживания, происходящие в мире выдуманных им персонажей: он уверен, что они существуют лишь в его воображении, и убить или заставить кого-то из них страдать — пустяк. Они просто созданные им марионетки, которыми он имеет право управлять, как ему вздумается".

Изображение: pinimg.com
Изображение: pinimg.com

Но всегда ли происходит именно так, как на страницах философского рассказа "Мир марионеток" описала Юлия Беанна? Так ли капризен, равнодушен, переменчив тот, кто держит в руках перо и с его помощью создает вселенные, раскрашивая их по своему разумению в светлые или темные оттенки, населяя людьми или иными существами, которые лишены свободы воли и являются лишь орудием для воплощения чужой задумки, доказательством или отрицанием некой концепции, придуманной не ими и не для них? Неужели жизнь и смерть кого-то, кто обитает в параллельном мире литературы ничего не значит?

"Автор комкал листы бумаги и бросал их в корзину. Он никак не мог определиться с конечным образом Тома, и решил вообще стереть его персонажа из произведения. Бедняга Том растворился в воздухе, вместе с домом и креслом."

И можно просто... стереть личность, не оставив даже памяти о нем, его радости и боли, достижениях и провалах?

Несмотря на то, как умело и убедительно Юлия нарисовала коротенькие, но очень емкие и показательные отрывки из драматичных и изменчивых по авторскому велению судеб персонажей, сама писательница не ассоциирует себя с кукловодом, а рассматривает творческий процесс, как дорогу, по которой ее ведут образы из фантазии, но не наоборот.

"Идеи моих рассказов рождаются либо во снах, либо наяву, но спонтанно и как будто необдуманно, - признается Юлия, отрицая для себя саму возможность слепого управления судьбами героев, возникших под ее пером. - В тот период, когда был написан "Мир марионеток", у меня были дни творческого подъёма. Каждый вечер я садилась за ноутбук и печатала новый рассказ. Каждый из них создавался легко и быстро, буквально за час-другой. В их веренице был и "Мир" - я села за стол, несколько секунд подумала, и всё родилось как будто само по себе. Когда я только начинаю писать рассказ, связи немного. Я продумываю какие-то общие моменты, иногда приходят на ум удачные предложения и диалоги, порой сразу видится концовка. Но стоит написать 2-3 страницы, как я всё сильнее чувствую, будто сама не знаю, что будет дальше. Появляется отчётливое чувство, что персонажи оживают, но не я их веду, а они меня. Было и так, что увлёкшись повестью, которая заняла пару недель написания, я каждый раз садилась, буквально дрожа от любопытства и размышляя: ну что же сегодня произойдёт у героев? И пальцы словно сами бегали по клавиатуре. А потому с Автором рассказа я себя не ассоциирую. Как у автора, у меня наоборот, ощущение, будто это я иду по дороге, указываемой своими персонажами. Вообще, мне бы не хотелось, чтобы где-то в параллельном мире они правда мучились и погибали".
Изображение: model-space.de
Изображение: model-space.de

Из вымышленной вселенной, которая рождается по желанию кукловода, Юлия протянула ниточку в мир реальный, неразрывно связав две параллельные действительности и сделав их аллегориями друг к другу. И вот уже Автор, еще недавно управлявший законами мироздания, представавший перед читателем в образе короля и бога, способного вершить судьбы, сам превратился в жалкую марионетку, которую кто-то другой дергает за ниточки, имея возможность играючи обрезать одну из них или все сразу, перевернуть с ног на голову привычную реальность или попросту стереть наскучивший образ, не оставив и следа от горе-вершителя.

Мысль о Главном Кукловоде для Юлии Беанны одновременно облегчение, и боль. "Если плохому суждено произойти, нет смысла накручивать себя и о чём-то беспокоиться, - считает писательница, продолжая рассуждение, начатое в "Мире марионеток" и переводя теорию в область практики, - ведь предназначенное случится независимо оттого, боишься этого, или нет. Но от этого и больно, и по-прежнему терзают вопросы: а почему, и отчего именно со мной? Мне часто снились вещие сны, которые вскоре сбывались точь-в-точь. Объяснить это конечно, невозможно, но создаётся впечатление, что кем-то продумано всё происходящее в мире и конкретно в судьбе каждого человека."

И тогда невольно возникает вопрос — что есть свобода воли? Существует ли такое понятие? Вдруг жесткая идея, выдвинутая Юлией Беанной, вовсе не фантазия, а та действительность, которую мы, ограниченные своими страницами в книге жизни, не способны признать? А если сама Юлия и тот, кто читает ее историю, это Том, Бетти, Алекс? Бессмысленность... Безнадежность... И навязчивое кружение в голове: есть ли способ для героев книги под названием "Жизнь" оборвать ниточки и обрести свободу воли, чтобы получить право решать свою судьбу? Что нужно для этого сделать?

"Очень интересный вопрос, никогда о таком не задумывалась, - говорит Юлия. - Если развить эту идею, может получиться новый рассказ, а то и целая книга. Но если реальный человек не может полностью управлять судьбой и решать, например, в какой семье родиться, заболевать завтра гриппом или нет, то и у героев, думаю, немного шансов это сделать. Что касается бессмысленности, то меня всю жизнь мучают размышления о ней. Ведь каждое живое существо, появившееся в мире, в итоге обречено на один-единственный исход. Но конечно, не стоит забывать, что частично мы вполне можем строить свою судьбу. Поступить на ту специальность, о которой мечтали, тщательно учиться, чтобы получить её и попасть на работу мечты, и так далее. Возможностей в мире невероятно много, жаль только, что нам дан весьма небольшой срок для их реализации."

"Мир марионеток" Юлии Беанны — это попурри из историй о предопределении, которое уводит прочь из обыденности и позволяет подняться в воображении на иной уровень, чтобы посмотреть в глаза тому, что вполне может оказаться жестокой правдой. Несмотря на малый объем произведения, оно занимает в сознании читателя очень большое место, заставляя думать и искать границы возможностей, внутри которых есть простор для маневра и движения по собственному курсу, вопреки любым кукловодам и их "волшебным" перьям. Слова, как капли ледяного дождя, остужают страсти, приглушают амбиции, стирают мелкие, сиюминутные проблемы, столь незначительные перед великим замыслом. И вот уже читатель — часть вселенной, в которой крутятся Автор и его герои. Какова его роль в этой пьесе, разыгравшейся под управлением Главного Кукловода?

Изображение: pinterest.ru
Изображение: pinterest.ru

Пресс-служба Академии Литературного Успеха