Сложны и противоречивы отношения между автором и его героями. В придуманном мире автор — это кукловод, герои — марионетки, которых дергают за ниточки.
"Автору безразличны переживания, происходящие в мире выдуманных им персонажей: он уверен, что они существуют лишь в его воображении, и убить или заставить кого-то из них страдать — пустяк. Они просто созданные им марионетки, которыми он имеет право управлять, как ему вздумается".
Но всегда ли происходит именно так, как на страницах философского рассказа "Мир марионеток" описала Юлия Беанна? Так ли капризен, равнодушен, переменчив тот, кто держит в руках перо и с его помощью создает вселенные, раскрашивая их по своему разумению в светлые или темные оттенки, населяя людьми или иными существами, которые лишены свободы воли и являются лишь орудием для воплощения чужой задумки, доказательством или отрицанием некой концепции, придуманной не ими и не для них? Неужели жизнь и смерть кого-то, кто обитает в параллельном мире литературы ничего не значит?
"Автор комкал листы бумаги и бросал их в корзину. Он никак не мог определиться с конечным образом Тома, и решил вообще стереть его персонажа из произведения. Бедняга Том растворился в воздухе, вместе с домом и креслом."
И можно просто... стереть личность, не оставив даже памяти о нем, его радости и боли, достижениях и провалах?
Несмотря на то, как умело и убедительно Юлия нарисовала коротенькие, но очень емкие и показательные отрывки из драматичных и изменчивых по авторскому велению судеб персонажей, сама писательница не ассоциирует себя с кукловодом, а рассматривает творческий процесс, как дорогу, по которой ее ведут образы из фантазии, но не наоборот.
"Идеи моих рассказов рождаются либо во снах, либо наяву, но спонтанно и как будто необдуманно, - признается Юлия, отрицая для себя саму возможность слепого управления судьбами героев, возникших под ее пером. - В тот период, когда был написан "Мир марионеток", у меня были дни творческого подъёма. Каждый вечер я садилась за ноутбук и печатала новый рассказ. Каждый из них создавался легко и быстро, буквально за час-другой. В их веренице был и "Мир" - я села за стол, несколько секунд подумала, и всё родилось как будто само по себе. Когда я только начинаю писать рассказ, связи немного. Я продумываю какие-то общие моменты, иногда приходят на ум удачные предложения и диалоги, порой сразу видится концовка. Но стоит написать 2-3 страницы, как я всё сильнее чувствую, будто сама не знаю, что будет дальше. Появляется отчётливое чувство, что персонажи оживают, но не я их веду, а они меня. Было и так, что увлёкшись повестью, которая заняла пару недель написания, я каждый раз садилась, буквально дрожа от любопытства и размышляя: ну что же сегодня произойдёт у героев? И пальцы словно сами бегали по клавиатуре. А потому с Автором рассказа я себя не ассоциирую. Как у автора, у меня наоборот, ощущение, будто это я иду по дороге, указываемой своими персонажами. Вообще, мне бы не хотелось, чтобы где-то в параллельном мире они правда мучились и погибали".
Из вымышленной вселенной, которая рождается по желанию кукловода, Юлия протянула ниточку в мир реальный, неразрывно связав две параллельные действительности и сделав их аллегориями друг к другу. И вот уже Автор, еще недавно управлявший законами мироздания, представавший перед читателем в образе короля и бога, способного вершить судьбы, сам превратился в жалкую марионетку, которую кто-то другой дергает за ниточки, имея возможность играючи обрезать одну из них или все сразу, перевернуть с ног на голову привычную реальность или попросту стереть наскучивший образ, не оставив и следа от горе-вершителя.
Мысль о Главном Кукловоде для Юлии Беанны одновременно облегчение, и боль. "Если плохому суждено произойти, нет смысла накручивать себя и о чём-то беспокоиться, - считает писательница, продолжая рассуждение, начатое в "Мире марионеток" и переводя теорию в область практики, - ведь предназначенное случится независимо оттого, боишься этого, или нет. Но от этого и больно, и по-прежнему терзают вопросы: а почему, и отчего именно со мной? Мне часто снились вещие сны, которые вскоре сбывались точь-в-точь. Объяснить это конечно, невозможно, но создаётся впечатление, что кем-то продумано всё происходящее в мире и конкретно в судьбе каждого человека."
И тогда невольно возникает вопрос — что есть свобода воли? Существует ли такое понятие? Вдруг жесткая идея, выдвинутая Юлией Беанной, вовсе не фантазия, а та действительность, которую мы, ограниченные своими страницами в книге жизни, не способны признать? А если сама Юлия и тот, кто читает ее историю, это Том, Бетти, Алекс? Бессмысленность... Безнадежность... И навязчивое кружение в голове: есть ли способ для героев книги под названием "Жизнь" оборвать ниточки и обрести свободу воли, чтобы получить право решать свою судьбу? Что нужно для этого сделать?
"Очень интересный вопрос, никогда о таком не задумывалась, - говорит Юлия. - Если развить эту идею, может получиться новый рассказ, а то и целая книга. Но если реальный человек не может полностью управлять судьбой и решать, например, в какой семье родиться, заболевать завтра гриппом или нет, то и у героев, думаю, немного шансов это сделать. Что касается бессмысленности, то меня всю жизнь мучают размышления о ней. Ведь каждое живое существо, появившееся в мире, в итоге обречено на один-единственный исход. Но конечно, не стоит забывать, что частично мы вполне можем строить свою судьбу. Поступить на ту специальность, о которой мечтали, тщательно учиться, чтобы получить её и попасть на работу мечты, и так далее. Возможностей в мире невероятно много, жаль только, что нам дан весьма небольшой срок для их реализации."
"Мир марионеток" Юлии Беанны — это попурри из историй о предопределении, которое уводит прочь из обыденности и позволяет подняться в воображении на иной уровень, чтобы посмотреть в глаза тому, что вполне может оказаться жестокой правдой. Несмотря на малый объем произведения, оно занимает в сознании читателя очень большое место, заставляя думать и искать границы возможностей, внутри которых есть простор для маневра и движения по собственному курсу, вопреки любым кукловодам и их "волшебным" перьям. Слова, как капли ледяного дождя, остужают страсти, приглушают амбиции, стирают мелкие, сиюминутные проблемы, столь незначительные перед великим замыслом. И вот уже читатель — часть вселенной, в которой крутятся Автор и его герои. Какова его роль в этой пьесе, разыгравшейся под управлением Главного Кукловода?
Пресс-служба Академии Литературного Успеха