В конце 1980-х - начале 1990-х, когда отечественный кинематограф дышал на ладан, Эльдар Александрович продолжал трудиться. На зависть коллегам, мастер выпустил на экраны сразу несколько фильмов. Часть из них сейчас забыта, а, пожалуй, зря…
Фильм, в котором Рязанов снял в главной роли Татьяну Друбич
В 1996-м году Рязанов завершил работу над картиной «Привет, дуралеи!». Это — мелодрама с элементами комедии. Сюжет вполне отвечал настроениям 1990-х. Главному герою — простому мойщику окон — приснилось, что он нашёл клад, разбогател и вот-вот должен перебраться на ПМЖ в Париж.
Всё бы ничего, но через некоторое время сон начал сбываться: мужчина повстречал девушку, которую видел в образе своей жены. Затем нашёл квартиру, похожую на ту, в которой был запрятан клад. И, наконец, отыскал у себя французские корни.
Чтобы снять фильм, Эльдару Александровичу пришлось обивать пороги в правительстве РФ. Деньги были выделены.
Фильм получился «без политики», что выгодно отличает его от других рязановских картин того времени. Ещё одно достоинство комедии — исполнители главных ролей. Их сыграли мим Полунин (он же - «асисяй» из «Лицедеев») и Татьяна Друбич.
Последняя, кстати, весь фильм ходит в огромных очках и со старомодной причёской, однако к концу ленты волшебным образом, подобно героине «Служебного романа», расцветает...
В 1990-х у Рязанова была «новая Барбара Брыльска»
Фильм 1993-го года «Предсказание» получился у Рязанова совершенно несмешным. Это была мистическая история про писателя, которому цыганка напророчила большие и грустные перемены в жизни.
В главной роли режиссёр снял «новую Барбару Брыльску» - 26-летнюю французскую красавицу Ирен Жакоб.
Образ писателя (некоторые полагают, что в нём писатель «зашифровал» самого себя) достался Олегу Басилашвили.
Картина не имела успеха. Впрочем, есть моменты, за которые поклонникам творчества Эльдара Александровича её стоит пересмотреть. В их числе — первый образец скрытой рекламы в отечественном кино («духи от Зайцева»), молодой актёр Андрей Соколов и яркий Роман Карцев в одном из образов.
Кино, снятое на помойке
Самый печальный фильм, выпущенный Рязановым на экраны в 1990-х, - это «Небеса обетованные». Режиссёр «отправил» главных героев картины на свалку: знаменитым артистам пришлось вживаться в образы бездомных бродяг, борющихся (с переменным успехом) за своё существование.
В 1992-м журнал «Советский экран» признал ленту лучшей картиной 1991 года. Однако большинство зрителей вспоминает её как «образец чернухи» и «иллюстрацией лихих времён». Впрочем, есть и иная точка зрения: если бы подобная картина вышла, например, в Италии (при этом избавившись от лишней политической составляющей), её бы ждал большой фестивальный успех.
И ещё две ленты, выпущенные Рязановым во время перестройки
Первая - «Забытая мелодия для флейты»: трагикомедия с Леонидом Филатовым в роли высокопоставленного чиновника. Снять эту картину режиссёр пытался ещё в 1976-м, когда был написан сценарий. Однако доблестная цензура не дала мастеру воплотить свой замысел. Впрочем, когда всё стало можно, Рязанов, похоже, не получил должного удовольствия от работы — снимать картину пришлось, вырываясь на время из стационара, где он поправлял здоровье. Более того, режиссёр частично потерял слух во время создания «Забытой мелодии...».
Второй перестроечный фильм Разанова - «Дорогая Елена Сергеевна». Именно он положил начало этапу 1980-1990-х в творчестве автора. Это история о жестоких школьниках и их учительнице потрясла зрителей. Безрадостный сюжет картины тоже долго ждал своего часа. Снять фильм режиссёр хотел ещё в начале 1980-х. Но тогда сценарий надолго лёг под сукно. Может, в этом конкретном случае оно и к лучшему было?..