Кто такой дьявол или сатана и откуда он взялся? Когда кто-то из людей решает совершить грех — украсть, например, это дьявол провоцирует его сделать это? Правда ли, что еврейское слово, которое используется в Библии для слова «сатана», отличается от слова, которое используется для слова «дьявол» в Новом Завете ? Некоторые полагают, что дьявол и сатана — это два разных существа. Библия дает очень мало информации о сатане.
Ответ: Возможно вы удивитесь, но Библия не говорит нам о том, откуда взялся дьявол. Несмотря на это, исследуя различные отрывки из Библии, мы можем сами придти к заключению о том, кто такой дьявол. Все, что создал Бог, было хорошо (Бытие 1:31). Существует лишь одна причина, из-за которой дьявол находится в этом мире — наличие у людей свободы воли, которую люди использовали для того, чтобы восстать против своего Создателя. Люди использовали свою свободу для греха, что в итоге позволило злу войти в этот мир. Сатана является падшим ангелом. Он, подобно людям, имел свободу воли и использовал свой дар, чтобы восстать против Бога. Возможно, что это архангел, который восстал против Бога. В Библии мы можем найти различные отрывки, которые поддерживают эту идею - Откровения 12 глава, Иов 1 глава. Бог является Творцом всего. Бог создал меня и вас. Бог святой, справедливый, любящий, всемогущий и всезнающий. Его самая главная черта — это любовь. Бог хотел любить нас, и хотел, чтобы мы любили друг друга. Именно по этой причине мы существуем в этом мире. Бог есть любовь, но Бог также и справедливый. Бог ненавидит грех.
Нет, дьявол не имеет власти заставлять нас грешить. У нас есть свобода воли и выбора. Ни Бог, ни сатана не заставляют нас делать что-то. У Бога есть такая власть, но Он решил не делать этого. Но у сатана даже нет такой власти. Нет ни одного доказательства в Библии, что сатана может контролировать людей, которые не давали ему такого согласия. Есть много доказательств этой идеи в Библии, но позвольте мне поделиться лишь одним местом из послания Иакова:
Никто из подвергаемых искушению не должен говорить: «Это искушение послано Богом», ибо Бог не имеет ничего общего со злом и никого не искушает. Но каждого искушают его же собственные желания, которые завлекают его и держат в плену. Желание подобно женщине, которая зачала грех и породила его, грех же, когда утвердится, порождает смерть. (Иакова 1:13-15)
Может ли сатана искушать нас? Да. Может ли сатана, или дьявол заставить нас делать что-то? Нет.
Дьявол и сатана — это одна и та же личность или это разные существа?
Как я уже сказал, очень сложно сформулировать точную доктрину о сатане. Но есть несколько вещей, в которых мы можем быть уверены. Для начала скажу, что нет никаких двух разных имен для сатаны. Разница в словах, о которой вы говорите, объясняется различием самих языков в Ветхом и Новом Заветах. Тем не менее эти слова почти идентичны.
Слово, которое используется в книге Иов 1:6, Захария 3:1, звучит как «сатана», что означает «противник», или «обвинитель». В Новом Завете это слово можно найти во многих местах — Матфея 4:10, Марка 3:23, Деяния 5:3. В этом случае греческое слово «сатанас», что означает «враждебный противник». Очевидно, что эти два слова имеют одно и то же значение. В Новом Завете для обозначения сатаны используется еще одно слово, которого нет в Ветхом Завете — дьявол. Его можно найти в Матфея 4:1, Луки 8:12, Деянии 10:38. Здесь используется греческое слово «диаболос», что значит «злой клеветник». Лично мне кажется, что значения для сатаны и дьявола практически идентичные. Возможно, мы можем использовать слово «сатана» для имени, а слово «дьявол» для передачи сути того, кем является сатана. Доказательства того, что оба этих имени ссылаются на одну и ту же личность, мы можем найти в Матфея 4:1-11. Нет никаких сомнений, что здесь речь идет об одном и том же искусителе — дьяволе, или сатане.
Кем же является сатана, или дьявол? Сатана является мошенником - Бытие 3 глава. Сатана является обвинителем - Откровение 12:10. Сатана маскируется под ангела света - 2 Коринфянам 11:14. Он бродит по земле, ища души, которые он мог бы отправить в ад - 1 Петра 5:8.