Снова шумит интернет. По поводу условного срока за мошенничество в 5,6 млрд рублей . Но шум этот – не гневное бурление, не возмущенный свист, а скорее ровный нудный гул, сродни бурчанию себе под нос. Ну что это, дескать, такое, ну сколько можно…
Если сей гул не достиг ваших ушей, а по приведенной мною ссылке вам ходить лениво, в двух словах поясню. Дзержинский районный суд Петербурга вынес приговор Алексею Шувалову, одному из фигурантов дела о хищении 5,6 млрд руб. Его признали виновным в особо крупном мошенничестве (ч. 4 ст. 159) и легализации преступных доходов (п. «б» ч.4 ст.174.1 УК). В связи с признанием вины суд назначил Шувалову четыре года условного наказания с испытательным сроком в три года.
Да, я тоже человек ленивый, копипастом не брезгую.
Лейтмотивом недовольного гула звучит: «Значит, украл тысячу – иди в тюрьму, а украл миллиард – условный срок?!».
Милые мои сограждане, вас действительно это удивляет? Нет, серьезно? Пожалуйста, уберите нотки сарказма из вашей фразы, она просто в чистом виде соответствует современной действительности. Почему так? Ответ простой, выразить его можно в полутора пунктах:
1. Это капитализм;
1.1. Это российский капитализм.
Как емко выразился один кухонный боец (вещи-то эта категория граждан часто говорит правильные), на западе ротшильды грабили народ столетиями, а наши ротенберги стараются нахапать столько же за тридцать лет. Это объясняет добавление пункта 1.1.
Так что, гораздо интереснее рассмотреть вопрос, почему такой суд вообще состоялся. Почему вынесен хоть какой-то приговор, пусть и смехотворный. Ответ найти, на самом деле, не так уж и просто… Но попробуем.
За последние три десятилетия Россия вполне преуспела в задаче построения коррупционного государства. Коррупция, напомню, это слияние власти и криминала. Власть в стране представляется прочной и крепкой пирамидой коррупционных связей. Причем, в основании этой пирамиды, на низовых уровнях, власть и криминал еще могут где-то существовать обособленно, независимо друг от друга. Но чем выше по пирамиде, тем теснее связь и взаимопроникновение.
Естественным образом вплетается в эту пирамиду и бизнес. Неудивительно, ведь при капитализме власть – это деньги, а деньги – это власть. И та же самая закономерность. Самый мелкий лавочник может не иметь никакого отношения ни к криминалу, ни к властным структурам. Но выше определенного уровня он подняться не сможет, не замаравшись связью с властью и криминалом.
Пирамида, как я уже сказал, прочная, но отнюдь не статичная. Каждый (или почти каждый) стремится двигаться по ней вверх, но получается, само собой, не у всех. Кому-то приходится перемещаться и в обратном направлении. Понятное дело, никто свое теплое место не уступит добровольно, никто не потеснится вежливо. Давно обосновавшиеся на определенном «этаже» смотрят на свежеприбывших снизу с понятным неудовольствием. Локальные бои за место под солнцем происходят постоянно, тут и там. Более или менее кровопролитные. Но совсем необязательно прибегать к крайним мерам… если не испробованы менее радикальные.
Миллиарды, которые фигурируют в деле, это, как говорится, не мелочь по карманам тырить. Это довольно высокий уровень, где разделить бизнес, криминал и власть практически невозможно. Меч Фемиды тут – привычное оружие. Этим мечом можно бить на поражение, а можно шлепнуть плашмя. Если этого окажется достаточно, чтобы клиент понял, что не заметил знак ограничения скорости в своем стремлении вверх. А вот когда попадется непонятливый или слишком уверенный в своем мастерстве фехтования… Что ж, громкие посадки крупных чиновников и бизнесменов случаются.
Алексей Шувалов по всей видимости оказался человеком осторожным, ставить все на кон не стал. Четыре года условно – это всего лишь шишка на темечке, болезненная, но не смертельная. Можно отсидеться (в хорошем для Алексея смысле слова) и… снова вверх! Аккуратно и осмотрительно.