В Библии для художников скрыта поистине неизследованное, огромное количество смыслов. Потрясающие по силе сюжеты, трогающие сердца людей. Хотя несколько тысяч лет художники осмысливают Библию и Евангелие, там все еще огромная глубина идей для современных художников. Если кратко говорить об истории вопроса, то всё западноевропейское искусство пронизано библейскими смыслами и сюжетами. Русское искусство до Петровского времени это прежде всего Византийская иконографическая традиция. А примерно с 18 века начинает развиваться заимствованная западноевропейская академическая школа. В 19 веке русские художники в числе которых Репин, Крамской, Ге, Иванов, Поленов и многие другие активно писали на Евангельские сюжеты. Их живопись до сих пор трогает сердца людей, завораживает. Заставляет думать и размышлять. В советские времена по понятным причинам эти сюжеты были исключены из искусства. Но в наше время нет идеологисеских запретов. Почему же в наше время художники редко обращаются к Евангельским сюжетам? Почему нет мощных работ современных художников, которые бы так же трогали сердца людей, как работы мастеров прошлого?
Хотел бы сегодня поговорить на эту тему с вами. На мой взгляд здесь несколько причин.
1. Нужно хорошо знать Библию и Евангелие. И не просто читать текст, но и понимать те смыслы, которые он даёт. Читать толкование, а также Святых Отцов, объясняющих смыслы Библии. Это не простая задача. Я думаю, что в дореволюционной России с этим было проще. Ведь Закон Божий и Евангелие были обязательны к изучению. Просвещенная публика владела этим знанием. Другой вопрос, что люди в те времена могли и не разделять то, понимание Евангелия, которое было принято в Православии. Но это уже другой вопрос. В наше время очень много воцерковленных людей, но 70 лет советской атеистической власти не прошли без следа.
2. Трудно сказать что-то новое. Как я писал выше, за несколько тысяч лет художниками сказано казалось бы все. Что нового можно сказать? Но на мой взгляд это большое заблуждение! В Библии таится огромное количество неизследованных для художников смыслов! Их нужно искать и рассказывать о них зрителям.
3. Актуальность сюжетов. Я думаю, что многие художники не понимают как в 21 веке можно писать такие работы. Для них это не актуально. Есть много того, о чем можно сказать в контексте современных проблем. Это конечно спорный момент. Лично я думаю, что Библия всегда актуальна, так как человек по сути своей все тот же, что и столетия назад.
Надо также сказать, что до сих пор в Академии художеств в Санкт-Петербурге, в других художественных учебных заведениях студенты обращаются к Евангельским сюжетам. Пишут большие работы. Но именно у состоявшихся, известных художников редко встретишь такие работы. По крайней мере, я таких почти не видел. И вообще не видел того, что лично меня зацепило бы также, как работы великих художников прошлого.
Я обратился к Евангельским сюжетам в 2018 году, в серии графических работ "В поисках Христа". Смысл работы был в том, что во первых мы не можем увидеть Христа прямо, открыто. Как в работах художников прошлого, где искался образ, видимое выражение портрета Спасителя. Я же отказался от этого. И в картинах, и в жизни нам нужно искать Христа. Мы видим его, но не чётко. Нам необходимо найти Его. Во вторых, была идея привязки к Евангельским местам со знаковыми названиями - Вифавара, Вифезда, Гефсимания, Кинерет(море Галилейское), пустыня Иудейская.
Получилась графическая серия из 5 работ. Разных по образности и по колориту. Надеюсь, мне удалось своим искусством передать то, что изначально хотелось. И также надеюсь, что мои работы не оставят зрителей равнодушными. Напишите в комментариях, понравились ли вам мои работы и вообще, что вы думаете по этому поводу?
Спасибо, что дочитали до конца. Подписывайтесь на канал, ставьте лайки, оставляйте комментарии. Всем творческих успехов!