Всем доброго дня)
Продолжаем наше путешествие по красотам Алтая. Следующее место для селфи - красные ворота. Это 8 км от села Акташ, если свернуть с Чуйского тракта налево. в сторону Улаганского перевала.
Вдоль дороги протекает река Чибитка. В разное время года цвет воды разный - от желтой мути до прозрачной голубой.
Красные Ворота входят в число памятников природы Республики Алтай. Проход в скалах был пробит при строительстве дороги, а розово-красный оттенок породе придают соединения ртути (киноварь).
Двигаемся далее. Через 5 км будет озеро озер Чейбеккель - Мертвое озеро. Мертвым оно называется потому, что по первоначальным предположениям в нем большое содержание ртути. однако в настоящее время озеро арендовано и в нем разводят рыбу.
Здесь природа вокруг начинает меняться, деревья становятся все ниже, температура опускается, а пейзаж больше напоминает горную тундру. Через 12 км будет озеро Узункель, расположено рядом с одноименной горой.
Рядом имеется замечательная база отдыха. Вообще. вдоль дороги периодически будут попадаться объявления об аренде домиков, но нас всегда интересовала именно эта база. Привлекает она нас радушными хозяевами (коренные алтайцы), национальной кухней, замечательным местоположением и живописной территорией. Сейчас там построены новые домики.
Но мы всегда останавливаемся в самом крайнем стареньком двух-местном домике с дровяной печкой (на фото его нет, он стоит на верху, в деревьях). Они там все в принципе с печками) Отличаются только количеством спальных мест. Умывальник деревенский на улице (если вода не замерзнет в нем за ночь))). туалет также на улице. Рядом с домиком небольшая беседка и место для костра. Условия там конечно походные, рассчитанные на непритязательных, но за этим в принципе туда и едем, так далеко - за первозданной природой и местным колоритом. Это наша самая высокогорная ночевка - 2000 м над уровнем моря. С собой всегда надо брать куртки и шапки, так как только солнце прячется за гору наступает практически зима.
Когда достопримечательности Акташа уже осмотрены мы стараемся дотянуть до этого места и заночевать здесь, чтобы рано утром выдвинуться на перевал. Рекомендую делать так, потому что дорога до Кату-Ярыка сложная и красивая - средняя скорость небольшая и хочется везде остановиться пофотаться и покрутить головой. Также сам перевал лучше проходить в дневное время суток, чтобы адекватно ориентироваться и оценивать свои возможности. И при спуске вниз у вас также будет достаточно времени, чтобы обустроиться и отдохнуть.
От озера начинается подъем на Улаганский первал - высочайший автомобильный перевал на Алтае (2080 м). Подъем и спуск очень затяжные. На вершине перевала стоит беседка, а деревья вокруг повязаны ленточками. С перевала видны вершины Востояного Алтая и Курайского хребта. От себя добавлю - не впечатлил, ничего особенного.
До перевала остается около 70 км. По дороге будут 2 населенных пункта - Улаган и Балыктуюль. Если что-то не купили в Акташе или не дай Бог сломались, - всё надо сделать в Улагане, он более крупный. В Балыктуюле вообще нечего ловить. Это же касается и заправки авто.
Дорога от Балыктуюля до перевала примерно такая:
И такая:
Местами попадается асфальт хорошего качества.
Потихоньку добираемся до места старта на спуск с перевала.
Это вид сверху. Здесь имеется смотровая площадка, а также кафе и стоянка для машин, где можно оставить своего четырехколесного друга, если он не готов спуститься. Точнее проблема в основном не спуститься, а подняться. В принципе. попытаться преодолеть перевал можно на любом авто в хорошую погоду и если перевал перед этим пройден грейдером. В интернете полно видео удачных спусков и подъемов чуть ли на Оке и Матизе. НО! Я за то, что каждая машина должна ехать по той дороге, для которой она предназначена. Она конечно может проехать везде на пределе своих возможностей (правда потом куча всего будет подлежать замене), но если вы ее любите и не планируете после этого продавать - зачем ее насиловать? Также большую роль играет погода и состояние дороги на перевале: легче его преодолевать в сухую солнечную погоду, что собственно логично. Кроме того, прошлый раз мы попали на не очищенный спуск - это означает, что спуск существенно сужен плюс попадаются довольно крупные камни.
В общем, спуск длиться 3,5 км и эти километры надо быть предельно осторожным и внимательным и заранее трезво оценить возможности своего авто. Всем удачи! До встречи в следующей части, а именно внизу, в долине реки Чулышман!
Предыдущую часть можно посмотреть здесь.
А продолжение тут.