Найти тему
Наука | SciTeam

Эксперимент: Голубые и карие глаза // Не думай о белой обезьяне

Стали бы вы относиться к людям по-разному в зависимости от цвета их глаз? Вы уверены? Полина Кривых рассказала об эксперименте, проведённом школьной учительницей Джейн Элиотт, и о том, как это связано с расовой дискриминацей.

Оператор:
Александр Захарченко.
Монтаж и дизайн:
Алла Пашкова.
Стенограмма:
Павел Москалёв.

Благодарим за предоставленное помещение библиотеку
Научка.

Благодарим за поддержку
Евгений Цыкало
Anna Makunina
DemetriusXXI
Vladimir Kondratenko
Alexey Buzmakov
Владимир
Timofei
Александр Чебукин
Tatyana Katrich
Stanislav Tokarev

Отдельная благодарность Евгению Даниленко!

Вы тоже можете поддержать нас по ссылкам:

https://www.youtube.com/channel/UC5zpCvdM7XacCb1ezv2CXSg/join

https://boosty.to/sciteam

https://www.patreon.com/join/sciteam

Всем привет, меня зовут Полина Кривых. Я психофизиолог, автор книги про улучшение памяти «Где мои очки и другие истории о нашей памяти», и это рубрика эксперименты! Ладно, шучу, это, скорее, прерогатива Пушного.

Мы с вами в плейлисте «Не думай о белой обезьяне», как о ней не думать вы уже могли посмотреть в предыдущем ролике, а сегодня я хочу рассказать вам про такой специфичный эксперимент, который, скорее, будет правильней назвать просто качественным интересным наблюдением, но поскольку тема довольно любопытная и остро сенситивная, как сказали бы мои коллеги, то о ней кажется довольно важным рассказать.

Итак, представьте: 5 апреля 1968 года, следующий день после убийства Мартина Лютера Кинга. Преподавательница Джейн Эллиотт приходит в свою школу, где она ведёт занятия у учеников начальной школы, и она решает провести с ними необычный эксперимент, поговорить с ними о расизме. Что она предлагает, сначала она спрашивает детей, интересно ли им поиграть вот в такую новую игру. Дети любят новые игры, дети не понимали, на что они согласились, поэтому они сказали «да». Джейн Эллиотт придумала, что можно разделить детей на две группы по очень простому признаку – на основании цвета глаз. Именно поэтому иногда, когда этот эксперимент упоминают, обычно опускают имя Джейн Эллиотт, зато эксперимент называют «голубые/карие глаза». Джейн Эллиотт объяснила своим ученикам, что те, у кого глаза карие, они на самом деле умнее, чем те, у кого глаза голубые. И даже придумала красивое наукообразное определение, объяснение, почему так. Она сказала, что у тех, у кого карие глаза, у них больше меланина, раз у них больше меланина, значит они умнее. Ну в принципе для детей начальной школы этого оказалось достаточно, чтобы они убедились в том, что действительно дети с карими глазами, наверное, умнее. Дальше интереснее, эксперимент был изначально про расизм, поэтому Джейн Эллиотт ввела некоторые дополнительные правила. Раз дети с карими глазами умнее, теперь их перемены длились на 5 минут дольше, они на 5 минут дольше могли играть между уроками, они могли получать дополнительную порцию в столовой, они играли в очень новом крутом спортивном зале, который появился в школе, и они могли пить прямо из питьевого фонтанчика, который был в классе. Голубоглазые дети наоборот были лишены всех этих привилегий: их перемена длилась на 5 минут короче, в столовой им нельзя было брать дополнительную еду, им нельзя было играть с кареглазыми детьми в новом крутом спортзале, и им даже нельзя было пить из питьевого фонтанчика в классе, они должны были взять специальный бумажный стаканчик и налить воду в него и уже пить из этого стаканчика, а не напрямую из фонтанчика. Дети очень быстро разделились действительно на две вот этих касты, и кареглазые дети перестали играть с голубоглазыми детьми. Буквально за пару дней стало понятно, что теперь уже дети не просто относятся друг к другу как более умным или более глупым, но они действительно получают разные оценки. Кареглазые дети, которые были уверены в своём превосходстве, стали более точно отвечать у доски и получать более высокие оценки, в то время как дети с голубыми глазами стали делать какие-то глупые ошибки, в то время как кареглазые дети смеялись над ними и говорили: «Ну это всё потому, что у него или у неё голубые глаза». И, наконец, вишенка на торте. В какой-то момент один кареглазый ребёнок спросил Джейн Эллиотт: «А как же вы можете работать учительницей, если у вас голубые глаза, а не карие?» И ему сразу же ответил другой кареглазый ребёнок в духе: «Ну если бы у неё были карие глаза, она была бы директором школы, а неё голубые, поэтому она работает учительницей». Вот такой пример качественного эксперимента, который показывает, что расизм и стереотипы формируются очень быстро, как только возникает ситуация, в которой они могут сформироваться, и как только возникает какой-то явный внешне заметный повод. В данном случае разница между карими и голубыми глазами. Кстати, если у вас зелёные глаза, а я уверена, что в процессе просмотра этого ролика вы задумались о цвете своих глаз, то вы бы попали в группу к кареглазым, которых Джейн Эллиотт выделила условно более умную и высшую расу. Кстати, потом они поменялись ролями, то есть Джейн Эллиотт отыграла назад и сказала: «Ребят, ой, извините! Я перепутала, на самом деле наоборот, голубоглазые – это самые умные ребята, а кареглазые и зеленоглазые не очень». К сожалению, ситуация зеркально повторилась: как только голубоглазые получили те привилегии, которые раньше были у кареглазых, они стали относиться к ним свысока, перестали с ними играть и даже стали с ними драться. То есть в обратную сторону это сработало точно так же, несмотря на то, что голубоглазые побыли в позиции тех, кого игнорируют и отвергают. Всё равно они отреагировали с определённой жестокостью к тем, кто не обладает привилегиями, как только они сами эти привилегии получили. Вопрос этичности этого эксперимента очень важен. Сейчас мы его повторить не можем, потому что, если не вдаваться в подробности, самое главное, что определяет этичность эксперимента, – это уровень стресса, который испытывают участники эксперимента. И важно, чтобы этот уровень стресса не превышал некоторый стандартный среднестатистический уровень стресса, который в принципе человек может испытать в реальной жизни. В данном случае, учитывая, что все участники эксперимента, все ученики Джейн Эллиотт были белыми, понятно, что, скорее всего, они не сталкивались с расизмом на постоянной основе в своей повседневной жизни, поэтому повторить этот эксперимент мы не можем. Да, здесь нет никаких количественных измерений, это качественный описательный эксперимент, но мне кажется очень важным, что он может многому нас научить, как он научил и тех детей, которые принимали в нём участие.

Ребят, последняя важная секретная информация: голубоглазые рулят, кареглазые рулят, зеленоглазые рулят. Люди с разным цветом глаз тоже красавчики. Мы все красавчики, неважно какого мы цвета и какого цвета наши глаза. Всем пока.