Уроженка Курска, летчица 135-го ближне-бомбардировочного авиационного полка (ббап) Екатерина Зеленко была первой и единственной женщиной, которая воздушным тараном сбила вражеский самолет. Командование полка о таране не знало, и только 50 лет спустя Екатерине было присвоено звание Героя Советского Союза.
Из наградного листа на заместителя командира авиационной эскадрильи 135-го ближне-бомбардировочного авиационного полка (ббап) старшего лейтенанта Екатерину Ивановну Зеленко: «В июне месяце сего года (1941-го, — Прим. ) в районе города Пропойска (с 1945 г. город Славгород Могилевской обл. — Прим. ) т. Зеленко вела группу ближних бомбардировщиков на немецкую танковую колону. В результате смелого и решительного налета было уничтожено до 45 танков и 20 автомашин с пехотой. В районе Ст. Быхово и Н. Быхово (Старый и Новый Быхов в Могилевской обл. — Прим. ) в августе 1941 года группа бомбардировщиков попала под сильный зенитный огонь противника. Несмотря на артиллерийский обстрел, т. Зеленко задание выполнила на отлично, при этом уничтожив батальон фашистской пехоты и не потеряв ни одного своего самолета. Е. И. Зеленко направлялась на самые сложные задания, в воздушных боях участвовала 12 раз, за период боевой работы выполнила 40 боевых вылетов. В ходе воздушного боя под Ромнами (Сумская обл. Украина, — Прим. ) была сбита».
С учетом и ее боевых успехов в финскую военную кампанию, когда она была награждена орденом Красного Знамени, командир полка представил Екатерину Зеленко к званию Героя Советского Союза. К великому сожалению, звания Героя летчица тогда не была удостоена, командование полка не знало о ее таране и соответственно не указало о нем в представлении. Поэтому Зеленко была посмертно награждена орденом Ленина.
Во время учебы в летном училище
Когда же о таране Екатерины Зеленко стало известно, в поиски материалов о ее жизни и подвиге включились многие — сослуживцы, Сумской комитет ветеранов и ее тогдашний председатель Колесников, учителя и ученики школы села Анастасьевка, в небе над которым храбрая летчица совершила свой таран. О подвиге рассказали в «Комсомольской правде», в своей книге «Рыцари пятого океана» написал генерал-полковник А. Рытов, в обстоятельном очерке «Таран» осветил события того дня сумской журналист П. Нестеренко. Своими воспоминаниями в печати поделились бывший командир полка, в котором воевала Зеленко, генерал-лейтенант авиации А. Пушкин и заслуженный летчик-испытатель Н. Русакова, с которой Катерина была дружна многие годы. Во всех этих публикациях основной была мысль, что подвиг Зеленко заслуживает более высокой награды, этого же стали настойчиво требовать ее однополчане, организации ветеранов Великой Отечественной войны.
И спустя почти 50 лет после совершения уникального подвига, 5 мая 1990 года, Екатерине Ивановне Зеленко было присвоено звание Героя Советского Союза!
Катя Зеленко родилась в Курске в 1916 году в символичный день 23 февраля. Родные летчицы рассказывали, что она с малых лет грезила полетами, с восторгом смотрела на пролетавшие самолеты. Однажды, еще дошкольницей, взобралась на старенький сарай и, раскрыв обыкновенный зонтик, спрыгнула с крыши. Ушиблась, но не плакала и никому не пожаловалась. Если бы об этом «полете» она не вспомнила в письме к сестре спустя два десятка лет, этот факт остался бы неизвестен.
Семилетку Катя закончила в Курске, затем в Воронеже поступила в авиационный техникум. Но ее страстно тянуло летать и, когда увидела плакат с призывом: «Молодежь — на самолет!», «Юноши и девушки, поступайте в Воронежский аэроклуб!», не раздумывала.
Памятник Екатерине Зеленко в Курске
Вместе с шестью девушками ее приняли, в аэроклубе Катя подружилась с Ниной Русаковой, ставшей впоследствии заслуженным летчиком-испытателем. Нелегко было девушкам в ту пору. Как рассказывала потом Нина, они возвращались домой поздно вечером, а в два часа ночи поднимались и шли пешком через весь город к летному полю. В четыре часа утра начинались полеты, в девять — занятия в техникуме, с четырнадцати часов — теория в аэроклубе. И так каждый день.
В ноябре 1933 года в аэроклуб приехала комиссия Оренбургского военного училища летчиков, чтобы отобрать лучших курсантов. Из шести девушек в училище приняли только двоих — подруг Катю Зеленко и Нину Русакову.
Катя училась летному делу настойчиво, ни в чем не уступала курсантам-парням и в декабре 1934 года стала военным летчиком. Ей тогда было всего 18 лет. Боевое крещение летчик Екатерина Зеленко получила, участвуя в советско-финской войне 1939-1940 годов.
Катя писала Павлу Игнатенко (своему будущему мужу — тоже военному летчику, — Прим. ): «Сегодня убываю на фронт — пожелай мне удачи. Я хорошо представляю, что война станет для меня тяжелым испытанием, но уверена в себе: выдержу, преодолею любые трудности. Кстати, поступление и учебу в академии придется отложить. До того времени, пока полностью не разгромим врага». Кстати, Зеленко была единственной женщиной-летчицей, воевавшей над Карельским перешейком, она наносила бомбовые удары по укреплениям противника и весьма успешно, уничтожив финскую батарею, вражеский склад боеприпасов. За смелость и умелое выполнение боевых задач Катерина была награждена орденом боевого Красного Знамени.
В представлении к награде Екатерины Зеленко указывалось: «В операциях 8-й армии имеет боевой налет 9 часов, 8 боевых вылетов. Смелый, отважный летчик. Боевые вылеты выполняет с немалым желанием, в сложных метеоусловиях и напряженной воздушной обстановке всегда хладнокровна и настойчива. Будучи обстрелянной зенитной артиллерией, храбро продолжала ведение боя и задание выполнила отлично».
Когда в Кремле Михаил Калинин вручал девушке орден, он шепнул Кате: «Будем фотографироваться, сядьте возле меня».
В канун Великой Отечественной войны 135-й ближне-бомбардировочный авиационный полк, в котором старший лейтенант Екатерина Зеленко была уже заместителем командира одной из авиационных эскадрилий, перебазируется в Белоруссию. Полк тогда успешнее других переучился на самолеты Су-2, в чем была несомненная заслуга именно Екатерины. А с первых дней войны Зеленко сражается в огненном небе нашей страны, она ведет воздушные бои, наносит бомбовые удары по важным вражеским объектам, вылетает на разведку.
Самолет Су-2, именно на таком Зеленко воевала в Великую Отечественную и совершила таран
Об одном таком бое генерал-лейтенант авиации Герой Советского Союза Анатолий Иванович Пушкин вспоминал (в первые месяцы Великой Отечественной он — заместитель командира 135-й ббап, — Прим. ): «В самом начале июля 1941 года наша армия вела тяжелейшие оборонительные бои под Бобруйском. Фашисты упорно рвались к Днепру. Необходимо было оказать помощь нашим наземным войскам. Об этом я и сказал летчикам. Задачу поставил следующую: остановить механизированную колонну гитлеровцев, выдвинувшуюся из Бобруйска. Командиром группы назначил Екатерину Зеленко. С поставленной задачей летчики справилась отлично. Они атаковали вражескую колонну, сожгли десятки танков и грузовых автомашин, уничтожили большое количество живой силы противника. В этом бою наша Катюша проявила себя как умелый, знающий свое дело командир, отличный летчик».
Потом были новые боевые вылеты, новые воздушные бои. И всегда она вела себя смело, умело возглавляла группы бомбардировщиков полка, учила личным примером других летчиков, как надо бить немецко-фашистских захватчиков и их воздушных асов, завоевавших практически всю Европу. Думаю, лучше пусть об этом скажут ее боевые товарищи.
«До 1941 года я служил в одной авиационно-бомбардировочной части в Харькове, которой командовал Николай Каманин, один из первых Героев Советского Союза, — вспоминал бывший штурман звена, начальник связи эскадрильи 135-го ббап И. Павленко. — Помню Катю очень хорошо: среднего роста, с приятными чертами лица, имела аккуратную прическу и очень любила носить военную форму, которая, кстати, симпатично сидела на ее крепко сложенной спортивной фигуре». Бывший военный летчик 135-го ббап С. Комаров писал о Зеленко: «В полку Катю все уважали. Во-первых, по возрасту она была несколько старше многих пилотов. В то время ей уже было 25-26 лет. Во-вторых, она была опытным летчиком. Вот поэтому она пользовалась среди нас большим авторитетом. Хорошо помню ее последний вылет — 12 сентября 1941 года. А запомнился он мне, потому что Катя в тот день уже в третий раз полетела на боевое задание».
Именно этот третий вылет стал последним в ее жизни — вылет трагический и одновременно героический. День был пасмурный, туман долго не рассеивался. Но как только солнце проглянуло через рваные облака, Зеленко успела два раза совершить вылеты на разведку. При этом во втором вылете ее Су-2 получил повреждения, и Екатерина с грустью ожидала, когда закончится его ремонт. В обед в полк пришло тревожное известие о том, что фашистские танки прорвали наш фронт южнее района базирования 135-го ббап, на украинском направлении, и поэтому требовалось немедленно произвести воздушную разведку и уточнить обстановку. На это боевое задание и вылетела пара в составе командира авиаэскадрильи капитана Лебедева и его заместителя старшего лейтенанта Зеленко, которой выделили исправный Су-2 заместителя командира полка А. Пушкина. Требовалось разведать боевую обстановку в районе городов Ромны, Нежин, Прилуки, Пирятин, Лубны (Сумская область Украины, — Прим. ), чтобы узнать направление продвижения танковой колонны генерала Гудериана, количество фашистских боевых машин и передать данные командованию.
Когда наши самолеты уже возвращались с разведки к себе на аэродром, внезапно в районе села Анастасьевка их атаковала большая группа из 7 фашистских истребителей. Самолет командира был подбит сразу, Лебедев вынужден был выйти из боя, а Екатерина Зеленко, чтобы дать возможность боевому товарищу оторваться от наседавших немецких летчиков, приняла неравный бой. Ее штурман лейтенант Павлик непрерывно вел огонь из пулемета, прикрывая заднюю полусферу, и наша мужественная летчица сумела зайти в хвост одному вражескому истребителю и поджечь его. Но слишком неравны были силы, к тому же замолчал пулемет штурмана, как потом выяснилось, закончился боекомплект, а сам Павлик получил ранение. Учитывая ситуацию, понимая, что ей не дадут уйти, Зеленко приказала штурману покинуть самолет и постараться добраться до своих, доставив разведданные, так как судьба командира и его подбитой машины ей была неизвестной. Сама же пошла на сближение с фашистскими истребителями, не отрывая руки от гашетки...
Этот неравный бой нашего героического летчика с семеркой фашистских истребителей шел на глазах местных жителей, они и стали свидетелями смелого тарана, который совершила Зеленко.
Я видел, как над селом разгорелся бой между нашим и фашистским самолетами, — рассказал уже после освобождения Сумщины очевидец М. Бутко. — В какой-то момент я заметил купол парашюта, думал, что наш летчик выпрыгнул, но краснозвездный самолет резко пошел на сближение с немецкими и врезался в один из них. Наш сразу полетел вниз и загорелся, а немецкий самолет еще пролетел немного и тоже упал. Добежал я туда, куда упал наш самолет, тело летчика было сильно повреждено. О том, что это девушка, узнали из комсомольского билета, он был в крови летчицы.
Утром следующего дня село захватили гитлеровцы, поэтому о таране Екатерины Зеленко долгое время ничего не было известно. Жители села похоронили Катю, а комсомольский билет взяла учительница сельской школы Анастасия Марченко. После войны его передали в Оренбургское авиационное училище.
Мемориальная доска в Курске
Благодаря настойчивости однополчан Екатерины Зеленко, ветеранских организаций, в 1971 году на месте ее гибели провели поисковые работы, извлекли фрагменты ее самолета, поодаль нашли и обломки немецкого истребителя Ме-109 со следами таранного удара.
Памятники летчице-героине были установлены в Анастасьевке Сумской области, в Берестовке, откуда она убыла в свой последний бессмертный боевой вылет, и в Курске. Ее именем названы улицы в Курске, Ромнах, Сумах. Также в Курске, на доме, где она жила, установлена мемориальная доска. В 1990 году малой планете Солнечной системы присвоили имя «Катюша» в честь Кати Зеленко, ведь испокон веков люди давали звездам и планетам имена Героев. А аэроклубу в Воронеже, выпускницей которого она была, в 1998 году присвоено имя Героя Советского Союза Екатерины Ивановны Зеленко.
Муж Екатерины Павел Игнатенко, в годы Великой Отечественной войны воевавший в том же 135-м ббап командиром авиационной эскадрильи, погиб в 1943 году.
Я убежден, — вспоминал генерал-лейтенант авиации А. Пушкин, — что она была готова к подвигу. Поскольку Зеленко уже не имела возможности уничтожить немецкий самолет пулеметным огнем, решила сбить его своей машиной. Ну, а что будет потом? Об этом, видимо, она тогда не думала. Таран — это очень смелое действие летчика, к которому прибегают лишь мужественные, решительные люди. И именно такой была Катя.
Автор статьи: Владимир Касьянов
Автор фото: с сайта polk.inter.ua и других открытых источников