В данной публикации, состоящей из четырёх частей, в хронологической последовательности будет дан обзор художественных фильмов и сериалов, в которых Средневековье лишено романтического ореола эпохи благородных рыцарей и прекрасных дам, а напротив, демонстрирует суровые реалии бытия, преисполненные жестокости, окрашенные в серые и мрачные тона. При этом максимально или достаточно строго соблюдается историческая реконструкция, а также достоверность биографических фактов и излагаемых событий, касающихся реально существовавших исторических персонажей.
Автор хочет сразу же предупредить читателей о том, что далеко не все представленные фильмы являются удачными, зрелищными, интересными и заслуживающими внимания зрителей, требовательных к содержанию и исторической достоверности. Автор ни в коем случае не навязывает своё мнение, суждения и субъективные оценки. Каждый читатель сам вправе решать, какой фильм стоит ему смотреть, и какую итоговую оценку заслуживает та или иная картина.
«Андрей Рублёв» (Производство: СССР. 1966 год; режиссёр – Андрей Арсеньевич Тарковский).
Самобытный и до настоящего времени единственный отечественный художественный фильм, повествующий о наиболее трагичном, мрачном, затяжном и безысходном для тогдашних жителей Московской Руси периоде – первой четверти ХV века. Русские княжества уже полтора столетия находятся в вассальной зависимости от ордынских ханов. Неурожаи, эпидемии, постоянная нужда, сирость и убогость существования простого народа усугубляется, как грабительскими набегами ордынцев, так и ещё более кровавыми, жестокими и систематическими княжескими междоусобицами.
Фильм при просмотре вызывает противоречивые чувства. С одной стороны – превосходный сценарий, отличная работа оператора и звукорежиссёра, реальное воссоздание эпохи, сильная и глубокая актёрская игра, раскрытие темы самобытности русского православия с самых разных точек зрения, этики, морали и тогдашнего мировоззрения. С другой стороны – беспросветная грязь, вездесущая жестокость, превращающая людей в алчных звероподобных существ, всеобщее беспросветное уныние и безысходность.
Фильм, который первоначально назывался «Страсти по Андрею», мог получиться ещё более мрачным и тягостным. Ведь тогдашняя цензура сократила трёхчасовой фильм почти на час экранного времени, «вырезав» десятки эпизодов и диалогов, которые (по мнению цензоров) изобиловали особой жестокостью и искажением общепринятой исторической точки зрения.
Вот какие впечатления картина Андрея Тарковского оставила у Александра Солженицына: « Если искать общую характеристику фильма в одном слове, то будет, пожалуй: несердечность. ...Тягучая полоса безрадостной, беспросветной унылой жизни, сгущаемая к расправам и жестокостям, к которым автор проявляет интерес натурального показа, втесняя в экран чему вовсе бы там не место». Ещё более резко и негативно высказался известный художник Илья Глазунов: «Создаётся впечатление, что авторы фильма ненавидят не только русскую историю, но и саму русскую землю, где идут дожди, где всегда грязь и слякоть… Словом, этот фильм глубоко антиисторичен и антипатриотичен».
Несмотря на большое количество негативной критики, отзывов и рецензий, а также цензурные правки, долгие ограничения в прокате и показах по телевидению, «Андрей Рублёв» получил ряд наград и поощрений на престижных европейских кинофестивалях. При составлении самых различных рейтингов лучших отечественных, европейских и мировых фильмов за всё время существования кинематографа «Андрей Рублёв» неизменно входит в число избранных картин, занимая весьма высокие позиции среди самых маститых и широко известных номинантов.
«Плоть и кровь» (Производство: Испания и Нидерланды. 1985 год; режиссёр – Пол Верховен).
Как верно заметил кто-то из критиков, этот самый известный фильм Пола Верховена на четверть века предвосхитил реалистичность и многогранность показа эпохи Позднего Средневековья. По меркам своего времени «Плоть и кровь» буквально зашкаливала количеством сцен, в которых со всех ракурсов и с мельчайшими подробностями демонстрировалась жестокость и беспощадность войн начала ХVI века. Причём зверства и кровожадность были присущи не только беспринципным наёмникам, но и благородным аристократам.
Кровь, грязь, убийства, грабежи, насилие, эпидемии, террор и безжалостность по отношению к мирному населению Италии, ненужные казни и изуверские расправы над врагами и случайными людьми – всё это и многое другое показано настолько реалистично для фильма 36-летней давности, что складывается впечатление, будто, режиссер сделал главную ставку именно на самые неприглядные реалии эпохи. Но нет, сюжет фильма весьма динамичный, зрелищный, интригующий, отлично дозированный батальными сценами.
«Имя розы» (Производство: Италия, Франция и ФРГ. 1986 год; режиссёр – Жан Жак Анно).
Экранизация одноимённого романа Умберто Эко. Действия фильма разворачиваются в одном из бенедиктинских монастырей, расположенном на севере Италии. На дворе 1327 год… Европейские государства, беспрестанно воюющие между собой, истощены длительными войнами, экономическим неурядицами, эпидемиями, различными смутами и волнениями, повсеместно подогреваемыми кострами святой инквизиции. И все эти потрясения и катаклизмы протекают на фоне извечной грязи, беспросветной серости бытия и суеверного ужаса, царящего в умах и душах людей.
Далеко не все знатоки и ценители романа оказались довольны изложением событий, актёрской игрой и развитием сюжета, но подавляющее большинство зрителей максимально высоко оценили реалистичность воссозданной на экране эпохи первой четверти XIV века.
Как верно, ёмко и точно подметил один из кинокритиков: «Фильм подкупает правдоподобием созданной картинки, затягивает неспешным погружением в атмосферу средневекового мира. Перед нами вырисовывается реконструкция аббатства тех времен, пропитанного флюидом тлена и мракобесия. Угнетает контраст между монашеской сытостью и безнадежной нищетой крестьян. Монахи, поражающие безобразием, словно сошли с полотен Иеронима Босха».
«Храброе сердце» (Производство: США. 1995 год; режиссёр – Мел Гибсон).
Нет необходимости лишний раз рекламировать данный фильм, а тем более пересказывать его сюжет. Безусловно, один из лучших и самый титулованный эпик Мела Гибсона по праву входит в различные рейтинги, ТОПы и подборки, касающиеся эпохи Средневековья. Пусть и с ошибками, неточностями и анахронизмами (а в каком фильме их нет?), но создателям фильма удалось показать быт, нравы, обычаи и уклад жизни конца XIII века применительно и к простым шотландским горцам, и к шотландской аристократии, и ко двору короля Эдуарда I. Суровые реалии одной из самых известных страниц многовекового противостояния Англии и Шотландии в фильме показаны на самом высоком уровне, став эталоном классики.
«Жанна д’Арк» (Производство: Франция. 1999 год; режиссёр – Люк Бессон).
Биография Жанны д’Арк и отдельные эпизоды Столетней войны экранизировались неоднократно. Однако именно Люку Бессону удалось лучше всех других режиссёров показать истинное обличие и весь мало привлекательный колорит поворотного и переломного периода Столетней войны – осаду Орлеана.
Бедность, нищета и всеобщая нужда французских крестьян и горожан, серость, грязь, разруха и антисанитария городов, резко контрастирующая с показной роскошью двора дофина Карла, политая кровью и грязью «окопная правда», идущая от лица французских и британских солдат, беспощадные сцены взаимного истребления сражающихся армий, циничность, лицемерие и подлинная греховность высокопоставленных католических церковных иерархов – всё это и многое другое натуралистично и реалистично показано в самой известной исторической картине Люка Бессона.
Полностью публикацию «Подборка фильмов о мрачном и жестоком Средневековье» можно прочесть ЗДЕСЬ:
Все изображения, использованные в статье, взяты из открытых источников яндекс картинки https://yandex.ru/images/ и принадлежат их авторам.
Всем, кто дочитал эту статью, большое спасибо! Отдельная благодарность всем, кто оценил изложенный материал! Если Вы хотите изложить свою точку зрения, дополнить или опровергнуть представленную информацию, воспользуйтесь комментариями. Если Вам понравилась статья, и Вы интересуетесь данной тематикой, а также всем, что связано с военной историей, то подписывайтесь на мой канал! Всем удачи, здоровья и отличного настроения!