Найти в Дзене
Две Войны

«За этим боем наблюдало 40 тысяч русских и немецких солдат»- отчаянный таран первого русского лётчика-аса

Оглавление

История воздушных таранов началась 8 сентября 1914 года. Прославленный русский летчик штабс-капитан Петр Николаевич Нестеров первый в мире применил воздушный таран. Пожертвовав своей жизнью он не дал сбросить бомбы австрийскому самолету на русские позиции.

Малоизвестный, но отчаянный таран русского лётчика

История второго тарана, совершенным прославленным русским летчиком Александром Александровичем Казаковым не так часто упоминалась в советское время, видимо из-зи его социального происхождения и того, что впоследствии он примкнул к Белому Движению. Давайте, ещё раз вспомним об этом отважном русском офицере, лётчике-асе Первой Мировой Войны, которому удалось выжить после совершения тарана.

Являясь потомственным дворянином, родившимся 2 января 1889 года в Херсонской губернии, закончив Воронежский кадетский корпус, он поступил в Елисаветградское кавалерийское училище. Закончив его, получил звание кадета.

Военную службу он начал в 12 Белгородском Уланском полку, именно там он решает подать рапорт с просьбой, зачислить его в Гатчинскую авиашколу. Командование поддержало его решение, и он был зачислен в неё, которую впоследствии успешно закончил. Дальше он был направлен для прохождения службы в 4 корпусный авиаотряд.

После прибытия на фронт в декабре 1914 года, совершая свой первый боевой вылет на самолете "Моран-Ж", у машины загорелся двигатель. Казаков приложил немало мастерства, выдержки и самообладания, чтобы посадить уже горящую машину. Этот случай не сломил волю молодого летчика, и после этого он бесстрашно совершал боевые вылеты, одерживая блестящие победы в воздушных боях.

Он был награжден высшими орденами не только Российской Империи, но и европейских государств-союзников России. 18 марта в бою у села Гузов, возле усадьбы Воля-Шидловское Александр Казаков направил свой самолет на немецкий "Альбатрос", совершив воздушный таран. Самолет противника упал, врезавшись в землю, оба летчика погибли. Казаков пытаясь посадить свой "Моран-Ж" перевернулся при посадке, из-за поврежденного шасси, но судьба дала ему ещё 1 шанс, летчик отделался легкими ранами и остался жив.

А.А.Козаков (в середине) у своего первого самолета Morane-Saulnier G("Моран-Ж"). Фото в свободном доступе.
А.А.Козаков (в середине) у своего первого самолета Morane-Saulnier G("Моран-Ж"). Фото в свободном доступе.

Позже Казаков вспоминал об этом бое так:

«Два фронта 40 000 глаз – русских и немецких смотрели на нас из окопов, уйти не сделать ничего ,находясь в нескольких метрах от противника –позор перед этими 20 000 русских глаз.»

За этот бой Александру Казаков был награжден золотым Георгиевским оружием.

Модернизировал свой самолёт, чтобы побеждать в боях

Недостатками первых военных истребителей того времени являлось примитивность и отсутствие огневой мощи. В своем арсенале они имели крюки (кошки) на тросах, которыми они пытались цеплять крылья самолетов противника. Видя и понимая это, Казаков как мог модернизировал свой самолёт, пересев на "Ньюпор-9" совместно с конструктором В.В Йорданом переделал его из двухместного в одноместный и установил в нем пулемет, под углом в 24 градуса, чтобы не повредить винт самолета.

Он также разработал новую тактику ведения боя, она заключалось в том, чтобы залезть противнику под брюхо, и это принесло ему новые победы. На своей модернизированной машине, только во время Брусиловского прорыва летом 1916 года, он одержал 4 победы. А всего летчик, Казаков сбил 17 самолетов противника лично и 15 в групповых боях. Он был признан самым результативны летчиком-истребителем Первой Мировой Войны.

Пулемёт-результат модернизации Казакова. Фото в свободном доступе.
Пулемёт-результат модернизации Казакова. Фото в свободном доступе.

Участие в "Славяно-Британском легионе"

С началом Февральской, потом Октябрьской революции в армии началось брожение и развал. Изданный большевиками указ "Об отмене воинских званий" и введение избирательности командования, привели к тому, что вскоре командовать было некем. Несмотря на это, имея огромный авторитет, Казаков был избран командиром 19 авиаотряда.

Видя всю сложность ситуации на фронте, взяв отпуск, он с группой офицеров выехал в Петроград на встречу с Троцким. По началу все складывалось хорошо, была создана комиссия, в которую вошел и Казаков. Комиссия занималась разработкой положения о службе в истребительных авиагруппах. Но позже ее объявили гнездом контрреволюции и распустили.

Потеряв веру в революцию и пытаясь уйти от ареста Казаков покидает Петроград и пробирается в Мурманск, где началось формирования Антантой корпуса "Славяно-Британского легиона". Имея звание полковника, Казакову было присвоено звание капитана королевских ВВС. Он был назначен командиром первой эскадрилий.

Пилоты Славяно-Британского авиационного дивизиона. 4-й справа-Казаков. Фото в свободном доступе.
Пилоты Славяно-Британского авиационного дивизиона. 4-й справа-Казаков. Фото в свободном доступе.

После принятия решения Антантой, о прекращении боевых действий и эвакуации войск из Архангельска и Мурманска, судьбы многих русских воевавших на стороне белых решались по разному. Одни решили навсегда покидать Россию, другие пробираться к Колчаку. Несмотря на присвоение звания майора, Козаков отклоняет предложение англичан покинуть Россию и продолжить службу в составе королевских ВВС.

1 августа 1919 года он проводил на своём самолёте корабль, на котором уплывали его друзья. Услышав прощальный гудок парохода лётчик взял обратный курс. При подлёте к своему аэродрому Козаков резко направил свой самолёт в землю и разбился. Всю правду о своей гибели, прославленный русский ас, первой мировой унёс с собой. Официальная версия авиакатастрофа, однако очевидцы утверждали, что он таким образом свёл счёты с жизнью. На месте его гибели установлен памятник, который восстановили в 2009 году.

«Вступил в бой против 46 самолётов противника»- как сражался советский лётчик-ас Фёдоров

Спасибо за прочтение статьи! Ставьте лайки, подписывайтесь на мой канал в Дзен и Телеграм пишите, что думаете - это мне очень поможет!
Если Вы заметили ошибки, напишите мне в личные сообщения!

Вопрос к читателям:

Как Вы считаете, кто был самым результативным русским лётчиком?