Найти тему
Чёрный Лебедь

Писательское мастерство. Почему так важны конфликты и как их создавать?

Оглавление

Каждый день нашей жизни состоит из очевидных и не очень конфликтов. Художественное произведение – это отражение авторского замысла через призму его видения мира. И конфликтам место находится как в жизни, так и в литературном романе.

Почему конфликты так важны?

Они служат отражением любого замысла, какой только можно придумать для книги. Даже если в ней буквально всего один персонаж и всё произведение он сидит на пятой точке – здесь тоже должен быть конфликт. Внутриличностный, например.

Источник: Яндекс.Картинки
Источник: Яндекс.Картинки

Если выражаться просто, то конфликты – это обязательные элементы повествования, которые служат экшеном для читателя и помогают динамично реализовать авторскую задумку.

Классифицировать конфликты можно:

  • по теории психологии (внутриличностный, межличностный, между личностью и группой, межгрупповой);
  • по роли в сюжете (центральный или дополнительный);
  • по масштабу (мировой, вселенский, государственный, локальный и т.д.)
  • по сюжетной линии (любовный, профессиональный, детективный, семейный).

Противопоставление сил в истории

Центральный конфликт окутывает главную сюжетную линию. Его тип или характер зависит от авторского замысла и жанровой принадлежности произведения. Пишите детектив? Начинка в нем – это всегда конфликт между героем и преступником. Любовная история? Значит основной акцент будет сделан на отношениях. Психологический роман? Скорее всего задавать тон повествованию будет внутриличностный конфликт. А межгрупповой – во всей красе раскроется в социальной драме.

Источник: Яндекс.Картинки
Источник: Яндекс.Картинки

Понимать и заранее продумывать природу конфликтов нужно для того, чтобы грамотно провести сюжетную дугу. Читатель должен четко понимать, почему стороны враждуют, спорят или имеют какие-то скрытые противоречия. Противопоставленные персонажи должны постепенно усиливать давление, чтобы стараться достичь своих целей и, как следствие, – придавать динамики повествованию.

Центральный конфликт

Если мы говорим о романе с несколькими сюжетными линиями, то, как правило, возможны два сценария.

  1. В произведении есть главный герой и ему противопоставляется антагонист или силы антагонизма.
  2. В произведении фигурирует несколько или даже целое множество равнозначных персонажей, сюжетные линии которых объединены общей управляющей идеей. Например, «Собор Парижской Богоматери» Виктора Гюго, «100 лет одиночества» Маркеса, «Война и мир» Толстого. Ну или «Песнь льда и огня» Джорджа Мартина, если хотите пример попроще.
Генеалогическое древо семьи из романа "100 лет одиночества"
Источник: Яндекс.Картинки
Генеалогическое древо семьи из романа "100 лет одиночества" Источник: Яндекс.Картинки

В ключевом или в одном из равнозначных конфликтов противоречие создается на разных уровнях. При этом автору предоставляется свобода действий по множеству решений. Необязательно делать антагониста злодеем вселенского масштаба. Никто не заставляет его лепить полной противоположностью главному герою, хотя это на усмотрение автора и зависит от жанровых особенностей.
Итак, ключевые аспекты центрального конфликта.

  • Цель. Протагонист и антагонист преследуют противоположные цели и конфликт служит столкновением интересов. Классический пример – «Старик и море». Рыбак во чтобы то ни стало желает поймать рыбу. Последняя, в свою очередь, изо всех сил цепляется за жизнь.
    Цель может и совпадать, но протагонист и антагонист будут стараться достичь ее каждый своим способом, вступаю в конкуренцию. Такое может встречаться в спортивных и семейных драмах, шпионских триллерах и других историях.
  • Мотивы. Существенно отличаются в более контрастных конфликтах. Например, протагониста могут направлять возвышенные и благородные побуждения, а антагонист – будет преследовать корыстные бонусы.
  • Точки соприкосновения. В идеале герои должны иметь что-то общее, чтобы в подходящий момент автор свел их на условном поле боя и один из них одержал победу. Самый простой пример – это детективный роман. Герой-сыщик следует за антагонистом по пятам, все время на шаг отставая. Злодей не уступает, а может даже превосходит героя в интеллектуальных способностях, расставляет ловушки и все время ускользает. Однако они пересекаются в ходе расследования и однажды злоумышленник будет разоблачен.
Источник: Яндекс.Картинки
Источник: Яндекс.Картинки

Сопутствующие конфликты

Противоречия окутывают центральный сюжет со всех сторон. Герой разговаривает с любимой перед работой? Даже если у них все гладко в отношениях – в диалоге должен быть конфликт. Затем он приезжает на работу, где его ждет беседа с боссом. Злой тот или не очень – в их диалоге, словно доска для серфинга, должен скользить конфликт. Вечером он встретится с друзьями детства за кружкой пива? Конфликты должны сопровождать каждую тему разговора.

Однако не стоит разводить спор ради спора. Конфликты должны быть логичными и мотивированными. Их следует грамотно вплетать в повествование и использовать как процесс для достижения цели – кульминации. Славно, если у вас получится привести к разрешению даже какие-нибудь фоновые или эпизодические конфликты.

Котел

Источник: Яндекс.Картинки
Источник: Яндекс.Картинки

Почему бы рыцарю не забить на принцессу и чертового дракона? Зачем девушке выходить замуж, когда она любит другого? Почему бы герою не уволиться с работы, если он ее так ненавидит? Понятно, что все эти ходы нужны вам по сюжету, но у читателя не должно возникать подобных вопросов, иначе ваша книга покажется ему неубедительной.

Для закрытия этой проблемы используется котел – художественный прием в виде сюжетного решения, которое отвечает на вопросы, почему герои оказались там, где оказались и делают то, что делают.

Котел может закрыть глобальная сила типа погодного бедствия, разрушившего коммуникацию и отрезавшего регион от внешнего мира. Это могут быть военные действия – оккупация, не позволяющая гражданским покинуть опасную зону.

Источник: Яндекс.Картинки
Источник: Яндекс.Картинки

Котел может закрываться и по более приземленным причинам. Девушка выходит за другого из-за семейных мотивов (например, религиозных). Рыцарь отправляется на бой с драконом из-за тайных чувств к принцессе или обещанного гонорара.

Чем лучше продуман котел, тем сильнее в нем будут накаляться конфликты.

В завершении

Конфликт может протекать в пределах одной сцены или проходить сквозь все произведение. Он может быть выражен силами антагонизма довольно широкого охвата: стихиями природы, катаклизмами, сверхъестественными силами, черной магией, пришельцами, зомби и далее по списку. Даже в произведении всего с одним героем конфликтам также найдется место. Конфликты должны накаляться, логично развиваться и приводить сюжет к кульминации.

Спасибо, что дочитали статью до конца. Если было интересно – подписывайтесь на канал. Я публикую здесь контент по писательскому мастерству, а также обзоры книг, фильмов и не только.

Также может понравится:

Чек-лист по созданию романа. С чего начать работу над книгой?

Писательское мастерство. Как создать проработанного персонажа?

Писательское мастерство. Ключевые элементы детективного романа

Писательское мастерство. Кто такие Мэри и Марти Сью или какими не должны быть ваши персонажи