Найти в Дзене
Киноа: кино + архитектура

Дом Прохора Громова из «Угрюм-реки». Архитектура и интерьеры

Оглавление
Молодой Прохор Громов "бросает хвастливые слова" и раздает светлые обещания
Молодой Прохор Громов "бросает хвастливые слова" и раздает светлые обещания

О четырехсерийной «Угрюм-реке» 1968 года тетенька-обозреватель из издания «Вокруг ТВ» пишет:

«Это черно-белое, если не сказать очень темное кино, в котором не разглядеть ни природы, ни интерьеров, ни костюмов».


Что ж, давайте все-таки попробуем разглядеть, чай не слепые.

Где живет Прохор Громов

Главный герой, купец Петр Петрович Громов построил себе дом над обрывом с панорамным видом на реку и тайгу. При входе – пушка, каждый выстрел отмеряет новый пуд золота. А к входной двери ведет высокая деревянная лестница с резными перилами. Здесь, прямо у входа в купеческие палаты, будут расстреляны десятки безоружных рабочих и их семей, посмевших возмутиться своим положением.

Вот как описывает дом Громова Вячеслав Шишков в романе «Угрюм-река»:

Вот высокий холм на берегу. Нам этот холм тоже давно знаком. С его вершины непогодливой ночью юный Прохор бросал Угрюм-реке хвастливые слова.
Теперь Прохор Громов не тот, и Угрюм-река – не та. Изменил лицо свое и самый холм. На его вершине башня. Ее спроектировал, по типу башни Эйфеля, инженер-американец мистер Кук. Она вся из деревянных брусьев, скрепленных железными болтами. Четыре ее лапы жесткими фермами опираются на втопленные в землю тысячепудовые камни-валуны. Сорокасаженной высотой своей башня царит над всей тайгой, десятки верст кругом доступны ее взору, и вооруженный биноклем глаз может детально рассмотреть, что создал Прохор. Во время сильных ветродуев, когда гнется и трещит тайга, вершина башни, раскачиваясь, описывает в небе круг диаметром сажени в две. Вся башня, как бы охваченная страхом рухнуть, крикливо спорит с ветром: потрескивает, скрипит, скоргочет.
Она окрашена в бледно-голубой небесный цвет и носит поэтическое имя «Гляди в оба».

Прохор Громов смотрит на расстрел рабочих из окна своего кабинета
Прохор Громов смотрит на расстрел рабочих из окна своего кабинета

Ни в старом, ни в новом фильме башни «по типу Эйфелевой» нет, хотя на сайте, посвященном сериалу Первого канала, режиссер Юрий Мороз рассказывает:

«Башня Прохора — это соединение Азии и Европы. Мы — азиаты, и Прохор — азиат. Азия ассоциируется для нас немножко с дикостью, с кочевыми племенами, с завоеваниями. В этом Прохор вполне азиат, но устремления у него европейские. Поэтому он построил себе башню почти как Эйфелеву».


В новой «Угрюм-реке» появляется башня по типу водонапорной, окрашенная в грязно-зеленый тон.

Башня Прохора Громова из сериала Первого канала. Компьютерная графика
Башня Прохора Громова из сериала Первого канала. Компьютерная графика

В старом фильме мы видим деревянный дом с башенкой над рекой в лучших традициях злодеев Стивена Кинга. Шучу. Дом Прохора Громова из «Угрюм-реки»-1968 вдохновлен, конечно, русским модерном – в частности, постройками Федора Шехтеля: вспоминаются, например, дача Саввы Морозова в Подмосковье, усадьба купца первой гильдии А. А. Локалова в псевдорусском стиле и даже Ярославский вокзал в Москве.

Русский модерн во всей своей красе

Наиболее полно купеческий размах и широта торговой души проявляются в интерьерах – в частности, в кабинете Прохора Громова, где тот проводит большую часть времени. Снова обратимся к тексту Шишкова:

В среднем пролете – рабочий летний кабинет Прохора Петровича. От пяти крупных предприятий сюда идут пять телефонных проводов. Провод с золотого прииска «Достань» дал нить и в нижний этаж башни <…>

Летний кабинет Прохора весь в дорогих коврах. Шкафы с делами. На окнах, на огромном столе образцы минералов: тут медный колчедан, и круглые сферосидериты, и красноцветные песчаники, и сопутствующие золоту породы кварцев. В стеклянных пробирках – свежий порошок недавно найденного графита, пробы золотоносных песков, искусно сделанные модели самородков <…>
По стенам – раскрашенные таблицы, графики, схемы, генеральный план всех владений Громова. В углу заряженный штуцер и охотничье ружье с витыми дамасскими стволами. На медвежьей шкуре, возле ружей, дремлет матерый волк.

Кабинет Громова с обильным декором, орнаментами, фигурками животных, резными украшениями очень напоминает интерьеры по проектам Федора Шехтеля, который еще в начале своего пути, не имея диплома архитектора, работал под чужим началом или в сотрудничестве с коллегами на строительстве и декорировании загородных купеческих дач.

На эскизах Юрия Истратова к фильму видно, каким должен был быть кабинет Громова: много дерева, деревянные балки под потолком, резная мебель и большой камин, буквально сливающиеся с пространством комнаты. Как и в проектах Шехтеля, здесь использован принцип проектирования «изнутри – наружу», когда сначала планируют удобные внутренние пространства, а уже от этого зависят фасад и форма здания, асимметричная в плане.

Юрий Истратов. Кабинет Прохора Громова. Эскиз. Бумага, тушь. 1967 г. Из собрания Ирбитского государственного музея изобразительных искусств
Юрий Истратов. Кабинет Прохора Громова. Эскиз. Бумага, тушь. 1967 г. Из собрания Ирбитского государственного музея изобразительных искусств
Интерьеры по проектам Федора Шехтеля
Интерьеры по проектам Федора Шехтеля

От self made man до Брынцалова под кайфом

Вообще купцам того времени нельзя не отдать должное: это были self made men, люди, сами сколотившие свои состояния (правда, не всегда законными путями), очень деятельные, волевые, пытливые, иногда щедрые, оставившие след в истории своего края. Многие заработали миллионы, держали в руках и народ, и местные власти. Накопив капиталы, некоторые занялись коллекционированием вещей и меценатством.

Однако не все, как Морозовы и Щукины, отдавали свои собрания в музеи. Не все поддерживали учебные заведения и жертвовали деньги бедным. Вот пример купца-библиофила Г. В. Юдина из Красноярска: он собрал отличную коллекцию из редких книг (200 тыс. томов) по истории, нумизматике, генеалогии и ряд редких рукописей, но продал часть своего собрания в Вашингтонскую национальную библиотеку.

Вот и Прохор Громов от светлых идеалов приходит к самодурству (выдающаяся роль Георгия Епифанцева). Переодевается из костюма в декадентский халат с экзотическими зловещими масками. Много пьет. Усаживается на кресло-трон и честно признается: «Да, я преступник!».

Что же до Прохора из сериала Первого канала, то он похож, скорее, на какого-нибудь Брынцалова под кайфом: безвкусица, помноженная на беспробудное пьянство. На сайте Мосфильма рассказывается про «очень правдоподобную» и «сложную с конструктивной точки зрения» декорацию, выстроенную для съемок в 11 павильоне. В кабинет «нового русского» Громова запихали динамо-машину и другую машинерию.

«Здесь будет снято множество ключевых «парных сцен», где показаны взаимоотношения между героями. Эти эпизоды очень драматичные, они потребуют от актеров сильного эмоционального напряжения», – добавил Юрий Мороз.


Впрочем, при желании и умении эмоции можно снять и на фоне белой стены, были бы эмоции.

Как пишет художник по костюмам фильма Лариса Лебедева, в целом вдохновлялись картинами передвижников, для костюмов Анфисы – живописью прерафаэлитов, а для образов Прохора и Синильги в мистических сценах избрали китайские мотивы. Звучит красиво, а вот выглядит посредственно.

Нового Прохора тоже переодели в халат (спасибо, не в малиновый пиджак). На этом халате я, пожалуй, поставлю точку.

Так представляют себе сибирского купца создатели нового сериала
Так представляют себе сибирского купца создатели нового сериала

Ставьте лайки 👍 Делитесь с друзьями 👨‍👩‍ Подписывайтесь на канал 💡