О четырехсерийной «Угрюм-реке» 1968 года тетенька-обозреватель из издания «Вокруг ТВ» пишет:
«Это черно-белое, если не сказать очень темное кино, в котором не разглядеть ни природы, ни интерьеров, ни костюмов».
Что ж, давайте все-таки попробуем разглядеть, чай не слепые.
Где живет Прохор Громов
Главный герой, купец Петр Петрович Громов построил себе дом над обрывом с панорамным видом на реку и тайгу. При входе – пушка, каждый выстрел отмеряет новый пуд золота. А к входной двери ведет высокая деревянная лестница с резными перилами. Здесь, прямо у входа в купеческие палаты, будут расстреляны десятки безоружных рабочих и их семей, посмевших возмутиться своим положением.
Вот как описывает дом Громова Вячеслав Шишков в романе «Угрюм-река»:
Вот высокий холм на берегу. Нам этот холм тоже давно знаком. С его вершины непогодливой ночью юный Прохор бросал Угрюм-реке хвастливые слова.
Теперь Прохор Громов не тот, и Угрюм-река – не та. Изменил лицо свое и самый холм. На его вершине башня. Ее спроектировал, по типу башни Эйфеля, инженер-американец мистер Кук. Она вся из деревянных брусьев, скрепленных железными болтами. Четыре ее лапы жесткими фермами опираются на втопленные в землю тысячепудовые камни-валуны. Сорокасаженной высотой своей башня царит над всей тайгой, десятки верст кругом доступны ее взору, и вооруженный биноклем глаз может детально рассмотреть, что создал Прохор. Во время сильных ветродуев, когда гнется и трещит тайга, вершина башни, раскачиваясь, описывает в небе круг диаметром сажени в две. Вся башня, как бы охваченная страхом рухнуть, крикливо спорит с ветром: потрескивает, скрипит, скоргочет.
Она окрашена в бледно-голубой небесный цвет и носит поэтическое имя «Гляди в оба».
Ни в старом, ни в новом фильме башни «по типу Эйфелевой» нет, хотя на сайте, посвященном сериалу Первого канала, режиссер Юрий Мороз рассказывает:
«Башня Прохора — это соединение Азии и Европы. Мы — азиаты, и Прохор — азиат. Азия ассоциируется для нас немножко с дикостью, с кочевыми племенами, с завоеваниями. В этом Прохор вполне азиат, но устремления у него европейские. Поэтому он построил себе башню почти как Эйфелеву».
В новой «Угрюм-реке» появляется башня по типу водонапорной, окрашенная в грязно-зеленый тон.
В старом фильме мы видим деревянный дом с башенкой над рекой в лучших традициях злодеев Стивена Кинга. Шучу. Дом Прохора Громова из «Угрюм-реки»-1968 вдохновлен, конечно, русским модерном – в частности, постройками Федора Шехтеля: вспоминаются, например, дача Саввы Морозова в Подмосковье, усадьба купца первой гильдии А. А. Локалова в псевдорусском стиле и даже Ярославский вокзал в Москве.
Русский модерн во всей своей красе
Наиболее полно купеческий размах и широта торговой души проявляются в интерьерах – в частности, в кабинете Прохора Громова, где тот проводит большую часть времени. Снова обратимся к тексту Шишкова:
В среднем пролете – рабочий летний кабинет Прохора Петровича. От пяти крупных предприятий сюда идут пять телефонных проводов. Провод с золотого прииска «Достань» дал нить и в нижний этаж башни <…>
Летний кабинет Прохора весь в дорогих коврах. Шкафы с делами. На окнах, на огромном столе образцы минералов: тут медный колчедан, и круглые сферосидериты, и красноцветные песчаники, и сопутствующие золоту породы кварцев. В стеклянных пробирках – свежий порошок недавно найденного графита, пробы золотоносных песков, искусно сделанные модели самородков <…>
По стенам – раскрашенные таблицы, графики, схемы, генеральный план всех владений Громова. В углу заряженный штуцер и охотничье ружье с витыми дамасскими стволами. На медвежьей шкуре, возле ружей, дремлет матерый волк.
Кабинет Громова с обильным декором, орнаментами, фигурками животных, резными украшениями очень напоминает интерьеры по проектам Федора Шехтеля, который еще в начале своего пути, не имея диплома архитектора, работал под чужим началом или в сотрудничестве с коллегами на строительстве и декорировании загородных купеческих дач.
На эскизах Юрия Истратова к фильму видно, каким должен был быть кабинет Громова: много дерева, деревянные балки под потолком, резная мебель и большой камин, буквально сливающиеся с пространством комнаты. Как и в проектах Шехтеля, здесь использован принцип проектирования «изнутри – наружу», когда сначала планируют удобные внутренние пространства, а уже от этого зависят фасад и форма здания, асимметричная в плане.
От self made man до Брынцалова под кайфом
Вообще купцам того времени нельзя не отдать должное: это были self made men, люди, сами сколотившие свои состояния (правда, не всегда законными путями), очень деятельные, волевые, пытливые, иногда щедрые, оставившие след в истории своего края. Многие заработали миллионы, держали в руках и народ, и местные власти. Накопив капиталы, некоторые занялись коллекционированием вещей и меценатством.
Однако не все, как Морозовы и Щукины, отдавали свои собрания в музеи. Не все поддерживали учебные заведения и жертвовали деньги бедным. Вот пример купца-библиофила Г. В. Юдина из Красноярска: он собрал отличную коллекцию из редких книг (200 тыс. томов) по истории, нумизматике, генеалогии и ряд редких рукописей, но продал часть своего собрания в Вашингтонскую национальную библиотеку.
Вот и Прохор Громов от светлых идеалов приходит к самодурству (выдающаяся роль Георгия Епифанцева). Переодевается из костюма в декадентский халат с экзотическими зловещими масками. Много пьет. Усаживается на кресло-трон и честно признается: «Да, я преступник!».
Что же до Прохора из сериала Первого канала, то он похож, скорее, на какого-нибудь Брынцалова под кайфом: безвкусица, помноженная на беспробудное пьянство. На сайте Мосфильма рассказывается про «очень правдоподобную» и «сложную с конструктивной точки зрения» декорацию, выстроенную для съемок в 11 павильоне. В кабинет «нового русского» Громова запихали динамо-машину и другую машинерию.
«Здесь будет снято множество ключевых «парных сцен», где показаны взаимоотношения между героями. Эти эпизоды очень драматичные, они потребуют от актеров сильного эмоционального напряжения», – добавил Юрий Мороз.
Впрочем, при желании и умении эмоции можно снять и на фоне белой стены, были бы эмоции.
Как пишет художник по костюмам фильма Лариса Лебедева, в целом вдохновлялись картинами передвижников, для костюмов Анфисы – живописью прерафаэлитов, а для образов Прохора и Синильги в мистических сценах избрали китайские мотивы. Звучит красиво, а вот выглядит посредственно.
Нового Прохора тоже переодели в халат (спасибо, не в малиновый пиджак). На этом халате я, пожалуй, поставлю точку.
Ставьте лайки 👍 Делитесь с друзьями 👨👩 Подписывайтесь на канал 💡