В одной из предыдущих наших публикациях мы рассказали об уникальных храмах, расположенных на территории архитектурно-этнографического и ландшафтного музея-заповедника "Костромская слобода", находящегося у "подножия" Ипатьевского монастыря. Поскольку культовые сооружения - это только одна из составляющих музейных экспонатов, то сегодня мы познакомимся с остальными "компонентами" этого уникального музея под открытым небом.
Перед нами план-схема музея, из которого видно, что экспонаты расположены по берегам р. Игуменки, образуя подобие однорядной улицы (характерной для многих деревень Костромской губернии), на окраине которой находятся хозяйственные постройки.
Первое жилое строение на этой улице - дом крестьянина-старообрядца Скобёлкина из д. Стрельниково (XVIII в.) - один из древнейших памятников жилой народной застройки, размещенных в "Костромской слободе"
Когда этот дом обнаружила экспедиция Академии наук СССР в Костромском районе (1950 г.), то по сведениям его владельцев строению насчитывалось 303 года. Семейное предание Скобелкиных первыми владельцами дома называет стрельцов, ранее живших в деревне Стрельниково. Дом был перевезен в 1985 г. и восстановлен по проекту А.В Шапошникова.
Продолжая прогулку по "слободе" мы оказываемся перед скромным крестьянским домом из д. Большое Андрейково,
построенным в XIX в. Отметим, что практически в каждом из "жилых" строений музея развернута экспозиция, посвященная быту его жильцов. Так что, если вам это интересно - не забудьте при входе в музей приобрести соответствующие билеты.
Следующий "особняк" выглядит уже вполне "прилично" на фоне предыдущего. Это "дом Тарасова" (состоит из 2-ух срубов, с топкой "по черному", без дымохода, жилая часть соединяется с хозяйственными помещениями просторными сенями "мостом") из д. Мухино (1-ая пол. XIX в.).
Далее на нашем пути появляется "дом Ципелева" из д. Аристиха (начало XIX в.),
за которым, на некотором удалении,
находится дом, доставленный в музей из д. Вашкино Чкаловского района Нижегородской области - типичный (для районов Верхнего Поволжья) образец двухрядной постройки в XVIII - XIX вв.
В простонародье такое строение называли домом "на два коня": в нем под одной двускатной кровлей находятся жилые помещения (изба, сени, горница), под другой - хозяйственный двор и баня.
В глубине улицы мы видим овин XIX века. В таких сараях обычно сушили снопы перед обмолотом,
а на противоположном берегу Игуменки перед нашим взором предстали бани из д. Ведерки (XIX в.). Поскольку данный населенный пункт располагался в Костромской низине (местность постоянно подтапливаемая в весеннее время), то все строения (в т.ч. и бани) здесь строились на дубовых сваях.
Постепенно мы добрались до участка "улицы" с "элитной застройкой". который начинается с "дома Серова" (Андрей Григорьевич Серов - крестьянин-лесопромышленник), построенного в 1873 г. Дом был обнаружен в д. Мытиши (в Макарьевском районе на берегу р. Унжа).
"Планировка дома - широко распространенная во 2-ой половине XIX века для крестьянских домов Верхнего Поволжья: жилая часть дома, выходящая окнами на улицу представляет собой пятистенок, объединяющий в одном срубе и избу, и горницу. За пятистенком следуют помещения кладовых (с одной стороны) и горенки (с другой). К ним примыкает двухэтажный двор, первый этаж которого предназначен для содержания скота, второй - для запасов сена и хранения хозяйственных предметов."
Художественную выразительность "типовому строению" придает рельефный орнамент. Дом был построен артелью известного народного мастера Емельяна Степановича Зиринова - мастер "первой руки" (рубил углы, вставлял косяки, делал лавки, голбец, наличники, резал орнамент на досках). Резал он без рисунков (придумывал орнамент сам)и на каждом своем доме оставлял подпись. Работа Зиринова очень ценилась в то время и "дом Серова" обошелся его владельцу в пределах 1000 рублей (стоимость 15-20 коров).
Далее следует дом более внушительных размеров - собственность лесопромышленника Митрия Константиновича Липатова из д. Журавлево Макарьевского района
В 2017 г. крупный дом-пятистенок с внушительным 2-ух этажным объемом и великолепным резным убранством (работа все того же знатного мастера Зиринова) отмечал свое 160-летие.
"Решение слухового окна (полусфера с созвездием розеток) производит сильное впечатление, а обрамленное наличником трехчастное окно композиционно развивает тему итальянского окна-серлианы".
При реставрации дома была вывезена только его жилая часть с мостом и горницами. Хозяйственный двор к моменту выявления памятника был утрачен и после монтажа жилого пятистенка был срублен из нового материала на основании данных экспедиционных исследований.
Продолжая знакомство с музейными экспонатами"Костромской слободы" мы переходим на противоположный берег Игуменки,
и оказываемся в непосредственной близости от "производственных" строений: разнообразных деревянных мельниц,
в том числе и выполненных на сваях (без своих крыльев они больше напоминают "избушки на курьих ножках").
В завершении нашего путешествия по великолепному музею под открытым небом, коим несомненно является "Костромская слобода"
мы бы хотели отметить, что на его территории помимо "взрослых" экспонатов имеется и несколько, хорошо оборудованных, зон для проведения детского досуга. Среди них - "Поляна сказок"
со своими "наглядными пособиями"
и "Тридевятое царство"
с "настоящей" Бабой Ягой.
Ну а если вы решите отдохнуть - к вашим услугам многочисленные беседки, расположенные на берегу прекрасного водоема.
Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить новые публикации, посвященные достопримечательностям Костромской области.
Источники информации:
1. Художественно- этнографический альманах "Костромская слобода", №1, 2017 г.; №1, 2015 г.; №3, 2013 г.