В первой статье я сравнил ГМО с другими генетически изменёнными организмами, которые мы широко используем в пищу многие годы. Я постарался показать, что в ГМО нет ничего страшного, мы уже применяем ГМО и в самое ближайшее будущее список применений будет стремительно расширяться. Так что лучше понимать, что же такое ГМО, а не питаться слухами и прочими непроверенными данными.
Итак, как же создают ГМО?
Сначала надо выяснить, что мы хотим получить-то, какой полезный признак хотим внести в организм. Рассмотрим условный пример: желательно, чтобы картофель не страдал от колорадского жука. Можно использовать химические соединения - инсектициды, но дело это и недешевое, и опасное. Но колорадских жуков могут уничтожить некоторые бактерии, которые на основе своих генов вырабатывают белки-токсины. Значит, надо найти этот ген-убийцу и вырезать его из хромосомы бактерии. Дело это непростое, вырезают ген ведь не ножницами, а специальными ферментами. Его ещё надо не потерять, ген-то не увидишь ни в какой микроскоп, в руки не возьмёшь! Ладно, есть умные люди: нашли, выделили, не потеряли.
Этап второй: выделенный полезный ген встраивают в наследственное вещество другой бактерии. У них оно в виде колечка, его разрезают и сложными молекулярными методиками внедряют в ДНК нужный ген. Таких колечек из ДНК у бактерий может быть несколько, их эффектно назвали плазмидами. Плазмиду с нужным геном ученые также красиво обозвали молекулярным вектором.
Итак, третий этап: вектор аккуратненько внедряют в многострадальную бактерию, которую ласково сажают на питательную среду, где она какое-то время размножается, чтоб её стало побольше.
Наконец, апофеоз: бактерию хитро-мудро внедряют в растительную клетку и её вектор должен попасть в хромосому растительной клетки. Так ДНК растения (картофеля) получает ДНК «гена-убийцы» от насекомого. Теперь каждая клетка растения будет иметь ген, который вырабатывает белок токсин против колорадского жука. Мы получили ГМ картофель. Ура, победа!
Как вариант, расскажу о получении инсулина – важнейшего лекарства от сахарного диабета. Подобным образом получают также гормон роста, кормовые белков и многие другие вещества.
Начало процесса очень похоже: находят и вырезают нужный ген, например, ген человеческого инсулина. Создают молекулярный вектор, внедряют в бактерии. Но теперь «женить» её с растительной клеткой нет необходимости. Бактерию кормят буквально «на убой» питательными веществами. Она синтезирует столь нужный инсулин на основе внедрённого гена. Остается только гормон очистить от множества других веществ и наполнить им ампулы. Кому плохо? Всем хорошо, даже микробам!
Дело создания ГМО непростое и весьма затратное. Позволить себе создавать такие организмы могут лишь немногие страны: США, Китай (куда ж без них!), ряд стран Европы и Россия. Если страна может создавать ГМО, это говорит о её экономической, научной и даже политической мощи. Так что если мы, Россия, вдруг решим, что работы по ГМО – это ненужное, дьявольское дело, путь к деградации, вырождению и вымиранию, то (гарантию даю!) через 10 – 15 – 20 лет, мы, кряхтя, будем закупать технологии ГМО и ГМО-продукты за границей. Другого не дано.