Найти в Дзене
Переплёт

Боевая фантастика Александра Зорича. "На корабле"

Оглавление

Здравствуй, читатель!

Продолжаем знакомиться (или вспоминать, кто как) с творчеством Александра Зорича, а точнее - творческого дуэта с таким псевдонимом в лице Дмитрия Гордевского и Яны Боцман.

По-прежнему у штурвала нашего штурмовика-истребителя каперанг Алексей Аряев, автор своего канала о Вселенной Warhammer 40000. Это третья статья цикла, ссылки на первые две будут в финале, а в перспективе будет и четвёртая. Ну а сегодня мы отправляемся воевать с командой дилогии "На корабле".

Оригинальную трилогию «Завтра война» продолжает дилогия «На корабле», состоящая из романов «На корабле утро» и «На корабле» полдень. Вообще, изначально, планировалось три романа – ещё и «На корабле полночь», но что-то пошло не так и романов осталось два. И вот про них мне и хотелось бы сказать пару слов…

На самом деле, в дилогию их можно объединить весьма и весьма условно, ведь там почти нет «сквозных» персонажей. Ну, если не считать Александру Браун-Железнову, которая немного появляется в первом романе и так же немного во втором. Есть что-то вроде «сквозного» сюжета – после войны против Конкордии начинается вторжения сил чоругов и ягну на системы Макран и Шиватир, которые тайно были отданы чоругам во время войны.

И если Макран – это обитаемая планета Тэрта (довольно серьёзная планета в Конкордии), где много людей, разного рода инфраструктура и прочее, то система Шиватир известна только тем, что там есть планета Апаоша, известная также под названием «Глагол». Да, та самая, на которой разворачивается начало романа «Без пощады» и несколько глав романа «Время – московское». И эта самая Апаоша-Глагол довольно важна для учёных, но, как говорится, об этом – позже.

Вот, собственно, этому конфликту разных рас и народов дилогия и посвящена. Но, как я уже говорил, сами по себе романы особо не связаны. Например, в «На корабле утро» есть две сюжетных линии – Лев Степашин (он же «Лёва-Осназ» из «Без пощады») и кавторанг Владимир Миронович Комлев. И вот, если со Степашиным всё более-менее понятно и известно, то вот с сюжетной линией Комлева всё очень и очень непросто… С него и начнём.

Вполне возможно, что это Комлев
Вполне возможно, что это Комлев

Капитан второго ранга Комлев показан, скажем так, с двух сторон. С одной стороны, он – прекрасный пилот, что было видно в сценах на «Ретивом», когда он буквально заставлял корабль летать за пределами его возможностей. То, что Комлев – отличный пилот, это очень хорошо. И, самое главное, он не простой офицер – служил в ГлавДальРазведке, то есть, успел стать очень «классным специалистом» в своей области. И всё бы, собственно, ничего, но на момент знакомства с ним, Комлев – штабной офицер. Он служит в каком-то Бункере, так как на него выходят люди из «Периэксона» в тот момент, когда Комлев вышел в свой обеденный перерыв, чтобы перекусить на свежем воздухе. Вопрос – что классный пилот делает среди штабных?

Просто – это как-то не особо логично смотрится. Ведь если вспомнить то, ради чего его забрали в «периэксон», то это были вовсе не его «высокие аналитические способности», которых я, честно говоря, не заметил, а всего лишь информация о том, что Комлев, пока летал в ГлавДальРазведке, попадал в аналогичную историю с «Х-блокадой», и что-то знал о том, как можно модифицировать Х-двигатель корабля. Даже его навыки «летуна» были вовсе не критическими… Тем не менее – он штабной офицер. Странно…

Далее, вся эта линия с Любавой Мушкетовой… Нет, я не ханжа, и, если по сюжету некая любовная сцена обоснована – я ничего против неё не имею. Только вот – «если обоснована»… Можно взять для примера «глюк» Саши Пушкина из «Без пощады», когда он лежит в госпитале после ранения и встречи с манихеями. У него была галлюцинация, когда его посетила Исса. Между ними было... Конечно, некоторые подробности там присутствовали, но – но не более того.

И здесь есть «обоснуй». Во-первых, Пушкин в плену находился довольно долго. То есть, понятно, что Пушкин, и так-то лишённый женского общества, да ещё и увидевший , как рассталась с жизнью та, которую он на самом деле любил (а было это, скажем так, очень нехорошо), вполне мог представить себе то, что там было описано. То есть – сцена не выбивается из канвы повествования…

А вот с «На корабле утро», увы, всё печальнее. Сцена в раздевалке выбивается из канвы целиком и полностью. Она не несёт никакой смысловой нагрузки и не имеет никакой художественной ценности. Она, так сказать, «вырвана из контекста». И явно вставлена не для сюжета, а для... хайпа, что ли.

Но, хватит мучить Комлева. В конце концов, он не виноват, что его таким сделали авторы. Можно поговорить о Степашине и том, как он описан. А вот с ним всё, кстати, очень даже хорошо и интересно.

Фрагмент обложки романа "На корабле утро"
Фрагмент обложки романа "На корабле утро"

Действия Степашина чем-то напоминают роман Хайнлайна «Звёздный десант», точнее, боевые сцены из него. И вот тут-то и скрывалась моя ошибка. Дело в том, что Хайнлайн описывал «идеальную армию будущего», в которой солдат – элемент сложной боевой машины под названием «подразделение». И солдат в бою не шутит, не разговаривает и вообще, только выполняет приказы. Не более того. Собственно, после того, как я прочитал другие книги про «подразделения бойцов в скафандрах, которые являются элитой», у меня появилось такое ощущение, что «что-то не так».

Но потом, читая те же эпизоды Степашина, я увидел, что даже главный раздолбай и пошляк его роты, Свиньин (уж на что «говорящая» фамилия) оказался человеком неглупым (всё же – элитное подразделение!), начитанным и вполне себе адекватным. И всё стало на свои места. Хайнлайн, конечно, написал отличный роман, и спорить с этим бесполезно – только вот, идеальная армия – и реальная, это не одно и то же… Так что, лично мне, Лев Степашин, по прозвищу «Лёва-Осназ» очень понравился. Хорошо он получился…

Что же касается второго романа дилогии, то он продолжает рассказывать о конфликте, но уже глазами нашего старого знакомого – Саши Пушкина, главного героя «Завтра войны». Саша теперь комэск (командир эскадрильи), летает на новых машинах, и вообще крут до неприличия. И в общем-то, события на Глаголе с его участием, наверное, интересны только лишь тем, что он узнаёт некоторые данные о пропаже Кеши Растова (чему будет посвящена часть сюжета в «Стальной серии») и цивилизации «двигателей Алькубьерре», о чём тоже будет немного рассказано в «Стальной серии» и немного – в «Звездопроходцах», про которые я писать, увы, не буду, так как та серия так и повисла в воздухе (а жаль!).

И если уж говорить совсем серьёзно, то роман «На корабле полдень» как будто тоже «повисает в воздухе» – он буквально обрывается на полуслове, что тоже не очень хорошо… Просто он оставляет очень много вопросов, ответов на которые, увы, так и не будет. Например, что стало с Афиной Железновой и её мужем, которых вывез с Грозного тот паладин ягну? А ведь эта линия не менее интересна, чем то, как тот же Пушкин летал на «Громобое». И сама ягну – хоть и воевали против людей, но кажется очень интересной расой – с ними можно договариваться и идти на компромиссы, но, увы, это всё тоже «пошло в никуда»… Как думаете, стоит ли написать письмо Зоричу и в категоричной форме потребовать написать третий роман цикла? Если согласны - поддержите в комментариях.

Ещё ближе с творчеством Александра Зорича можно познакомиться в статьях Алексея Аряева "Стальная вселенная" и "Завтра война".

  • Не забывайте ставить лайки и высказывать своё мнение о творчестве Зорича и этом обзоре в комментариях, если вам не сложно. Такие простые действия помогаю обучать алгоритм Дзена понимать, какие публикации - на самом деле хорошие.

Спасибо за ПроЧтение!