Как Екатерина присоединяла Крым
Наталия Сырбу (специально для Большой Ялтинской Энциклопедии)
Подписанный Екатериной II 8 апреля 1783 года манифест «О принятии полуострова Крымского, острова Тамана и всея Кубанской стороны под державу Российскую» открыл новую страницу в истории Крыма.
Как считают историки, присоединение Крыма к России в 1783 году было реакцией на сложившуюся на тот момент политическую ситуацию, а не «реализацией долговременных планов». Изначально Екатерина II планировала создать на границах России несколько зависимых буферных государств, среди которых было и Крымское ханство». Об этом она писала генералу П. И. Панину: «Совсем нет Нашего намерения иметь сей полуостров и Татарские орду, к оному принадлежащие, в Нашем подданстве, а желательно только, чтобы они отторгнулись от подданства Турецкого и остались навсегда в независимости».
Екатерина II обещала охранять и защищать население Крымского ханства, принадлежащее ему имущество, храмы и обеспечить равные права с другими подданными империи. Следить за исполнением императорских указов и претворять в жизнь обещания императрицы поручалось Новороссийскому генерал-губернатору князю Григорию Александровичу Потемкину. В июне 1783 года на вершине горы Ак-Кая под Карасубазаром были собраны беи, мурзы и представители мусульманского духовенства, до которых был доведен текст манифеста и принята присяга. По словам Г. А. Потемкина татарская знать перешла под российское подданство «с радостью».
Попробуем разобраться, какие события предшествовали этому важному для полуострова и России решению.
Главной причиной побудившей Россию в течение нескольких веков действовать в южном направлении была потребность в свободном доступе к Черному морю.
В XV веке соседом России стало Крымское ханство, которое возникло после распада Золотой Орды. За время его существования в 1443-1783 годах отношения складывались по-разному. Были периоды, когда оба государства вели борьбу с общим врагом и стремились к дружеским отношениям. В годы же своего расцвета Крымское ханство вело достаточно агрессивную политику – совершало опустошительные набеги на соседние государства. Одной из главных целей набегов был захват пленных для последующей продажи их в рабство. Представители многих поколений русских дворянских фамилий защищали южные границы, участвуя в походах на Крым.
В 1475 году Крым был завоеван турками, основные порты и крепости на побережье вошли в состав турецких владений. Крымское ханство стало вассалом Османской империи. Это позволило туркам в течение ряда столетий диктовать условия на южных морях. Считалось, что кто владеет Крымом, тот становится естественным хозяином на Черном море и может осуществлять контроль над черноморскими путями. В конечном итоге, такое положение привело к борьбе России и Турции. Для овладения Крымом России потребовалось столетие и четыре масштабные Русско-турецкие войны – 1687-1700, 1710-1713, 1735-1739 и 1768-1774 годов, что в общей сложности составило 26 лет почти непрерывных военных действий. В результате был заключен Кючук-Кайнарджийский мирный договор, по которому Крым перешел под протекторат России. Элита ханства разделилась на две группы: сторонников Турции и приверженцев сближения с Россией.
Южные границы Российской империи упрочились, русские торговые суда получили возможность плавать по Черному морю и проходить через Босфор и Дарданеллы. Екатерина II сформировала сильную команду для решения проблем южных границ.
Однако Турция продолжала предпринимать попытки военного давления на Крым. Вскоре после заключения мира в 1774 году близ Алушты высадился 20-тысячный турецкий десант. Наступление турок было приостановлено трехтысячным отрядом русской армии. В бою отличился командир гренадерского батальона подполковник М. И. Кутузов, который был тяжело ранен в голову и потерял правый глаз.
История присоединения Крыма связана с именем еще одного выдающегося полководца – А. В. Суворова. В 1778 году он был назначен командующим войсками в Крыму. Перед Суворовым были поставлены задачи не допустить высадки турецкого десанта на полуостров, установить здесь порядок и закрепить русское влияние. Ему даны были дипломатические полномочия для ведения переговоров с правительством Шагин-Гирея и Турцией. По приказу Суворова по всему морскому побережью была создана непрерывная система постов и наблюдательных пунктов. Александр Васильевич Суворов был в числе первых военачальников сумевших оценить военно-стратегическое положение Ахтиарской (Севастопольской) бухты: «Подобной гавани не только у здешнего полуострова, но и на всем Черном море другой не найдется, где бы флот лучше сохранен и служащие на оном удобнее и спокойнее помещены быть могли».
Еще одну миссию выполнил А. В. Суворов в Крыму – помог Г. А. Потемкину переселить крымских христиан на Азов. 16 июня 1778 года крымский митрополит Игнатий передал Суворову «постановление» крымских христиан греческого, армянского и католического исповедания, с приложением оснований, по которым они, с согласия и по доброй воле вступая во всероссийское подданство, готовы переселиться в Азовскую губернию».
Императрица оценила деятельность А. В. Суворова в Крыму и наградила его табакеркой со своим портретом, усыпанным бриллиантами, и звездой Александра Невского.
В то время, когда Екатерина II подписала Манифест о присоединении Крыма к России, А. В. Суворов находился на Кубани, где командовал корпусом. Здесь он по лично разработанному церемониалу принял присягу у ногайцев. Он разослал в ногайские кочевья приглашения на праздник в честь 21-й годовщины восшествия Екатерина II на престол. Сбор был назначен у валов Ейского укрепления. «28 июня 1783 года после богослужения в гарнизонной церкви Суворов в окружении своего штаба вышел из крепостных ворот, собрал у кургана напротив ворот всех мурз и зачитал им манифест о присоединении Крыма к России, а также об отречении от ханского престола Шагин-Герея. Затем на коране все мурзы дали присягу на верность России.˂…˃ А затем начался грандиозный пир. Все ногайцы уселись на войлоках вокруг котлов и огромных вертелов, на которых жарились целые бараны. Султаны и самые важные мурзы сидели на коврах рядом с Суворовым. С валов стреляли холостыми зарядами пушки, крики «алла» сливались с криками «ура»! Потом начались конные скачки, игры, борьба, стрельба в цель. Вечером снова сели к котлам, и продолжалось угощение, которое закончилось глубокой ночью при свете костров».
Новость о манифесте взорвала спокойствие в Стамбуле и европейских столицах. Враги России стали распространять информацию о «плачевном состоянии новоприобретенных земель, их запустении и неспособности Российской империи вдохнуть в них новую жизнь.
Возможно, именно это подтолкнуло Екатерину II отправиться в «Таврический вояж» в 1787 году. Для участия в этой поездке были приглашены гости из европейских держав – западные «партнеры» - австрийский император Иосиф II , французский посол в России граф Сегюр, а также британский и австрийский послы.
Организация этой поездки была очень важна для Потемкина. По его указанию Потемкина ремонтировались старые дороги и строились новые. Каждая верста на основных дорогах Крыма отмечалась треугольным обелиском из дикого камня, а каждые десять верст – так называемой Екатерининской милей. Ускорено строились Херсон, Николаев, Севастополь, Симферополь. Граф Сегюр в книге, изданной после путешествия, писал: «Путешествие это из контроля над действиями Потемкина должно было превратиться в торжество его, Екатерины и вообще России в глазах Европы».
Кульминацией путешествия было 22 мая, когда Потемкин принял императрицу и ее гостей в Инкермане, в новом дворце-павильоне на вершине горы. В разгар обеда по знаку Потемкина на одной из стен был раздвинут занавес, и перед собравшимися открылась панорама Ахтиарской бухты со стоявшими в ней сорока кораблями Черноморского флота, которые приветствовали гостей салютом из всех орудий.
Граф Сегюр писал: «Нам казалось непостижимым, каким образом в двух тысячах верст от столицы, в недавно приобретенном крае Потемкин нашел возможность воздвигнуть такие здание, соорудить город, создать флот и поселить столько жителей!» Даже скептически настроенный Иосиф II назвал севастопольский порт лучшим в мире, способным вместить до 150 кораблей.
А Екатерина II заключила свои впечатления и эмоции, назвав Крым лучшей жемчужиной в своей короне.