«Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху. Из них пять было мудрых и пять неразумных. Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла. Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих. И как жених замедлил, то задремали все и уснули. Но в полночь раздался крик: «вот, жених идёт, выходите навстречу ему». Тогда встали все девы те и поправили светильники свои. Неразумные же сказали мудрым: «дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут». А мудрые отвечали: «чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе». Когда же пошли они покупать, пришёл жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились; после приходят и прочие девы, и говорят: «Господи! Господи! отвори нам». Он же сказал им в ответ: «истинно говорю вам: не знаю вас». Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который придёт Сын Человеческий.» (Мф. 25: 1-13).
В притче о десяти девах говорится о том, что именно елея (масла) не хватило неразумным девам, чтобы войти с Женихом на брачный пир. Преподобный Серафим Саровский объясняет, что масло (елей) – это Благодать Святого Духа: «Некоторые говорят, что недостаток елея у юродивых дев знаменует недостаток у них прижизненных добрых дел. Такое разумение не вполне правильно. Какой же это у них был недостаток в добрых делах, когда они хоть юродивыми, да все же девами называются? Ведь девство есть наивысочайшая добродетель, как состояние равноангельское, и могло бы служить заменой само по себе всех прочих добродетелей. Я, убогий, думаю, что у них именно благодати Всесвятого Духа Божиего недоставало. Творя добродетели, девы эти, по духовному своему неразумию, полагали, что в том-то и дело лишь христианское, чтобы одни добродетели делать. Сделали мы-де добродетель, и тем-де и дело Божие сотворили, а до того, получена ли была ими благодать Духа Божия, достигли ли они ее, им и дела не было.» Значит, христианам, нужно запасаться тем самым елеем. Хотелось бы ещё обратить внимание на это различие, которое сделал Господь между девами, у которых был елей и девами, у которых его не было, назвав одних мудрыми, а других неразумными. Соответственно, именно мудрость помогла этим пяти девам, вошедшим в брачный чертог, запастись достаточным количеством елея, чтобы не погасли светильники.
Светильники наши показывают наше стремление к духовной жизни, стремление к Богу, и поддерживаются они Благодатью Святого Духа, тем самым, елеем, о котором идёт речь в притче о десяти девах. Неразумность в духовной жизни может привести к нехватке елея и угасанию светильника. В этой притче говорится, что все десять были девами, значит вели благочестивый образ жизни, все десять ждали Жениха, значит знали Евангелие, но у пяти из них не хватало мудрости, разума. Духовное разумение – это очень важное качество в христианской жизни, так как каждый человек индивидуален, со своими талантами, дарованиями и т.д. Мы по своему человеческому разумению, можем сделать вывод, что дело доброе, которое хотим сделать, но возможно Господу оно не нужно от нас, а нужно совсем другое дело. Враг человеческого спасения, также хорошо знает Писание и может использовать слова из Библии нам во вред. Пример этого мы видим, когда Господь был в пустыне искушаем дьяволом: «Потом берёт Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма, и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: «Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею». Иисус сказал ему: написано также: «не искушай Господа Бога твоего».» (Мф. 4: 5-7). Как видно из этих строк Евангелия, дьявол цитирует слова из Псалма 90, Господь же, отражает его атаку и показывает нам пример, что подходить ко всему надо разумно. Слово Божие – это меч духовный: «и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие.» (Еф. 6: 17). Враг человеческого спасения может использовать его для погубления души, особенно для уловки людей, ведущих благочестивый образ жизни. Потому что, если не удаётся ввергнуть такого человека в явный грех, враг пытается действовать справа, под благовидными предлогами, отклоняя от правильного пути. Человек же неразумный может не распознать его козни. Только имеющие мудрость и духовное разумение смогут распознать их и не пойти на уловку врага. Христианин же не достигший определённого преуспеяния не может противостоять врагу Словом, как Господь. Поэтому лучше ему молиться Богу, чтобы Господь вразумил его, наставил на путь истинный. А Господь посылает Слово для утешения и наставления. Вот как важно христианину приобретать мудрость, духовное разумение, но мудрость не человеческую, а Божественную премудрость, духовную. Только она поможет запастись елеем и проходить путь христианской жизни, избегая козней вражиих: «Мудрость же мы проповедуем между совершенными, но мудрость не века сего и не властей века сего преходящих, но проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей, которой никто из властей века сего не познал; ибо если бы познали, то не распяли бы Господа славы.» (1-е Кор. 2: 8). Надо приобретать Божественную Премудрость, чтобы как Господь противостоять врагу: «Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов.» (1-е Кор. 2: 16).
Также мудрость помогает избежать уклонения с узкого пути вправо и влево. Влево – это уклонение в грехи, в нерадение, вправо же чрезмерные подвиги, который человек не может выдержать. Чрезмерные подвиги могут ослабить его силы, телесные и душевные, и погасить светильник. А мудрый избегает этого, потому что находит узкий, срединный путь: «Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их.» (Мф. 7: 13-14). Поэтому берясь за подвиг, стоит подумать, рассудить, оценить свои силы: «Ибо кто из вас, желая построить башню, не сядет прежде и не вычислит издержек, имеет ли он, что нужно для совершения её, дабы, когда положит основание и не возможет совершить, все видящие не стали смеяться над ним, говоря: «этот человек начал строить и не мог окончить?» (Лк. 14: 28-30). Духовное разумение, делает нас зрячими, помогает ходить во свете, а не во тьме, различать, что есть добро, и что зло: «Светильник тела есть око; итак, если око твоё будет чисто, то и все тело твоё будет светло; а если оно будет худо, то и тело твоё будет темно. Итак, смотри: свет, который в тебе, не есть ли тьма?» (Лк. 11: 34-35). « Самоиспытание и благоразумие есть око и светильник для души, как глаз есть светильник для тела.» Преподобный Антоний Великий.
Так, следуя узким путём, разумно подходя к христианской жизни, можно запастись елеем, чтобы быть готовыми для встречи Жениха. Но чтобы приобрести духовный разум, премудрость, нужно отказаться от своей человеческой мудрости: «Никто не обольщай самого себя. Если кто из вас думает быть мудрым в веке сём, тот будь безумным, чтобы быть мудрым. Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом, как написано: «уловляет мудрых в лукавстве их»» (1-е Кор. 3: 18-19). Мудрость Божия сокрыта от мудрецов мира сего: «В то время, продолжая речь, Иисус сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам.» (Мф. 11: 25). «Ибо написано: «погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну». Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие?» (1-е Кор. 1: 18-19), «потому что немудрое Божие премудрее человеков, и немощное Божие сильнее человеков.» (1-е Кор. 1: 25).
Пока не поздно нужно просить мудрости у Бога, чтобы вся духовная жизнь строилась правильно, и мы были готовы встретить Жениха с елеем и горящими светильниками. Так, мудрости просил у Бога царь Соломон, чтобы управлять государством, и Бог похвалил его за это, а к мудрости приложил богатство и долголетие. «В Гаваоне явился Господь Соломону во сне ночью, и сказал Бог: проси, что дать тебе. (3-я Царств: 3: 5), даруй же рабу Твоему сердце разумное, чтобы судить народ Твой и различать, что добро и что зло; ибо кто может управлять этим многочисленным народом Твоим? И благоугодно было Господу, что Соломон просил этого. И сказал ему Бог: за то, что ты просил этого и не просил себе долгой жизни, не просил себе богатства, не просил себе душ врагов твоих, но просил себе разума, чтоб уметь судить, – вот, Я сделаю по слову твоему: вот, Я даю тебе сердце мудрое и разумное, так что подобного тебе не было прежде тебя, и после тебя не восстанет подобный тебе; и то, чего ты не просил, Я даю тебе, и богатство и славу, так что не будет подобного тебе между царями во все дни твои; и если будешь ходить путём Моим, сохраняя уставы Мои и заповеди Мои, как ходил отец твой Давид, Я продолжу и дни твои. (3-я Царств: 3: 9-14).
«Жаждущие! идите все к водам; даже и вы, у которых нет серебра, идите, покупайте и ешьте; идите, покупайте без серебра и без платы вино и молоко. Для чего вам отвешивать серебро за то, что не хлеб, и трудовое своё за то, что не насыщает? Послушайте Меня внимательно и вкушайте благо, и душа ваша да насладится туком. Приклоните ухо ваше и придите ко Мне: послушайте, и жива будет душа ваша, и дам вам завет вечный, неизменные милости, обещанные Давиду.» (Исаия 55: 1-3).