Найти тему
Иван Жилин

Первому игроку приготовиться

Вообще говоря, надо всё же доверять твёрдо установленным фактам. Например, все знают, что Стивен Спилберг - выдающийся режиссёр, который практически ни разу не оступился. Да, он снимал в основном развлекательное кино, но, собственно, не в этом ли смысл кино - развлекать? И если в итоге вы видите фильм Спилберга, который, как бы это сказать, ну как-то так себе, и главное что там привлекает - многочисленные отсылки к поп-культуре прошлого века, то странно предполагать, что литературная основа для этого фильма чем-то сильно лучше.

Но нет же, мы же родились в самой читающей стране мира, мы точно знаем, что the book was better, ну и в конце концов действительно, сколько раз оказывалось, что литературная основа таки превосходит движущиеся картинки? Здесь хочется поэкспериментировать и таки поставить песню с одноимённого альбома группы Rush, которая крутилась в трейлере к фильму Спилберга. Вот эта песня:

На этом эксперименты предлагаю считать завершёнными, продолжаем текст.

В общем, как водится, сначала всё же вывод - нет, не читайте книгу Эрнеста Клайна "Первому игроку приготовиться". Проблема даже не в том, что она хуже, чем фильм, тут даже есть какой-то положительный эффект: начинаешь понимать, как старался Спилберг сделать из этого говна марципанчик. Проблема в том, что это страшная, совершенно чудовищная графомания.

Вот жил себе автор книги и, вероятно, немного тужил. Ему нравились ретро-игры и группа Rush, и фильмы его детства, и ему было тяжело в мире, в котором у него недостаточно единомышленников. Он придумал мир, в котором волей-неволей почти всё население планеты Земля играет в платформеры каменного века и Zork, круглосуточно смотрит "Клуб завтрак" и слушает музыку канадцев до полного изнеможения. Это всё было обёрнуто в обложку в виде полной виртуальной реальности, а сверху приколочен довольно картонный сюжет с картонными героями, среди которых протагонист являет собой довольно стандартную Мэри Сью.

Я правда не понимаю, как это всё продалось. Ну да, в книге тоже предостаточно отсылок к поп-культуре восьмидесятых, а что касается эпохи зарождения компьютерных игр, то даже слишком много - проекты эры больших пикселей в подавляющем большинстве случаев слишком плохо состарились; это, увы, к Zork относится. То есть технически современная interactive fiction и не слишком далеко продвинулась, а вот идейно и сюжетно уже поздние инфоркомовские игры совершили прыжок для всего человечества.

Впрочем, это всё задротств, не имеет прямого отношения к цели этого текста, да и вообще не важно. Важно следующее: сюжетно и идейно "Первый игрок" представляет собой задротскую графоманию, которую Спилберг таки смог превратить в какое-никакое, а кино. Повторю сказанное парой абзацев выше: не читайте это. Смотреть тоже, кстати, не обязательно, хотя моя целевая аудитория, с которой я ходил в кино (им, кажется, было 11 и 8 лет на тот момент) пришла в восторг. Учитывая, что все намёки на Фенриса Бьюллера и прочие платформеры им довольно-таки фиолетовы, стоит признать, что маэстро удалось в достаточной мере переделать сюжет под визуальные образы 80х, и соорудить на базе имеющегося скелета вменяемую киноисторию.

Напоследок, если вы не знаете, что такое the book was better, вот, пожалуйста:

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц