Найти тему
НОВОСТИ СЕГОДНЯ

Черногория попросила ЕС помочь выплатить долг Китаю

Подгорица. Черногория обратилась к Европейскому союзу с просьбой помочь погасить ссуду в миллиард долларов, взятую у китайского банка на строительство шоссе в Сербию. Проект сопровождался спорами с самого начала, и небольшая балканская страна не смогла получить финансирование, кроме китайского.

«Мы взяли ссуду на миллиард долларов (21,8 миллиарда крон), что составляет треть общего долга Китая», - цитирует RTCG заместитель премьер-министра Черногории Дритан Абазович.

«Мы просим вас помочь вернуть эти деньги, чтобы мы могли заменить это обязательство обязательством европейского банка (...) и положить конец китайскому влиянию», - заявил Абазович комитету по иностранным делам Европейского парламента в среду.

Согласно соглашению правительства Черногории с китайской строительной компанией CRBC, которая является основным подрядчиком проекта, первый участок автомагистрали, ведущей из порта Бар на Адриатическом побережье в Больяре на границе с Сербией, должен был быть завершен в 2019.

Кредит на строительство первой очереди предоставил китайский государственный банк Exim Bank. По данным сервера Balkan Insight, балканская страна с населением всего 620 000 человек дважды безуспешно пыталась получить финансирование для второй из трех секций от Европейского инвестиционного банка. Однако два технико-экономических обоснования, проведенные международными консалтинговыми фирмами, показали, что строительство автомагистрали не окупается из-за ожидаемого низкого трафика.

Одним из первых шагов нового кабинета министров Черногории, который состоялся в декабре после почти тридцати лет социалистического господства президента Милы Джуканович, стал заем на финансовых рынках в размере 750 миллионов евро (19,6 миллиарда крон). Правительственные чиновники утверждали, что это предотвратило надвигающееся банкротство в Черногории, поскольку бывшее социалистическое правительство оставило казну совершенно пустой.

По мнению оппозиции, выпуск облигаций прошел непрозрачно и представляет собой самый крупный долг в истории страны.

Строительство автострады китайской компанией также стало предметом споров с точки зрения экологического ущерба. В начале марта прокуратура начала расследование в отношении китайской компании CRBC в связи с предполагаемыми разрушениями каньона реки Тара, объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО.