«Бусел» внимательно следит за текущей политической повесткой Беларуси. Заявление Светланы Тихановской о начале общенационального голосования за переговоры с властью нам прокомментировал экс-председатель Верховного Совета Беларуси Станислав Шушкевич.
По мнению политика, переговоры не имеют какой-либо перспективы. «Но на мой взгляд, с нашей властью никаких переговоров быть не может, поскольку она незаконна и должна уйти в отставку. Ей необходимо сделать тот же жест, как Горбачёв или как Медведев, когда у него заканчивался президентский срок и он не пошёл на следующий. Фальсификации были гигантские, как можно вести переговоры с жуликами, которые незаконно присвоили себе власть? Переговоры с ними не могут дать никакого положительного результата, это мое мнение. Призывать к этому можно, но это абсолютно бесперспективно.
Власть в Беларуси состоит преимущественно из двоечников-троечников, которых Лукашенко из лейтенантов возвёл в генералы. Они не способны заниматься нормальной военной деятельностью, они способна только подавлять народные волнения. Что они и делают — борются с собственным народом. Поэтому переговоры с ними просто невозможны. Если бы в их среде возникла нормальная структура, которая отстраняет Лукашенко от власти и ведёт переговоры, сохраняя власть, это был бы хороший реальный вариант. А иного я не вижу».
Так же возникает вопрос к Светлане Тихановской, которая не имеет внутри Беларуси собственных представителей, способных вести переговоры. «Это надо у неё спросить, я не знаю. Оппозиции вот 300 тысяч вышли на митинг, и у вас возникает правильный вопрос: кто будет ее представлять. Это сложный вопрос. Можно искать варианты, писать договорённости, но это должно быть под международным контролем: сегодня Лукашенко скажет одно, а завтра он скажет абсолютно другое, это известный факт» — прокомментировал вопрос редакции Шушкевич.
Станислав Шушкевич считает, что Лукашенко имеет реальную власть в стране и никогда не пойдет на переговоры с оппозицией: «Не стоит абсолютизировать ее фигуру, она имеет больше оснований быть президентом, это факт. Но дальше она должна действовать, как президент. Лукашенко имеет реальную власть, которую обеспечивает военная хунта против своего народа. Необходимо заканчивать с государством, которое выступает против собственного народа. И «слить» протест никто не в состоянии, тем более один человек. Никогда в жизни он (Лукашенко, ред.) не пойдёт на переговоры. Он убеждён, что раз он фальсифицировал власть таким образом, то у него нет оснований для переговоров. Нужно уходить, складывать полномочия — вот единственный путь. Если хоть какой-то остаток человеческого достоинства сохранился у представителей нашей власти, им нужно уходить и делать новые выборы».
О том, что преодолеть политический кризис с помощью переговорного процесса невозможно также сказал нам политолог, журналист и политический эксперт Валерий Карбалевич.
«Ни на какие переговоры власть не пойдет, это очевидно, поэтому преодолеть политический кризис с помощью этого проекта вряд ли возможно. Другое дело, что Тихановская активизирует свой электорат, своих сторонников, предлагая им достаточно легальный способ заявить о себе. Причем, способ безопасный, потому что выходить на улицу и протестовать сегодня очень опасно, а голосовать в интернете, голосовать в социальных сетях — это безопасный способ, которым можно показать реальное соотношение сил в стране. Поэтому, это очень хороший политический ход в плане того противостояния, которое есть в Беларуси» — заявил Карбалевич редакции «Бусла».
Но, на самом деле, вести переговоры с властью некому. «Представлять оппозицию должна Светлана Тихановская, ее команда и люди, которым это предложено. Если бы эти переговоры. Но я не вижу перспектив их проведения. Она признает Лукашенко, как человека, который реально контролирует ситуацию в стране и реально имеет власть в стране. Как реального обладателя власти. Она не призывает людей перестать выходить на улицы, она не предлагает смазать протесты, а параллельно еще один вариант как высказать свою позицию».
По мнению Валерия Карбалевича в стране нет других инициатив по переговорному процессу. Так прокомментировал эксперт вопрос «Бусла» о предложении Юрия Воскресенского по переговорам с властью: «Юрий Воскресенский никого не представляет. Он даже представляет не самого себя, а представляет власть, она говорит его устами. Никакого отношения к обществу, протестующим, оппозиции он не имеет. Во-вторых, я ничего не знаю о каких-либо реальных переговорах, которые предлагал бы Воскресенский. Реальные переговоры — это когда команда Лукашенко и команда Тихановской садится за стол. Какова роль Воскресенского я не понимаю, и никто не понимает».
Карбалевич считает, что основным смыслом заявления Тихановской был поиск предателей в окружении Лукашенко. Это попытка расколоть номенклатуру, отколоть от Лукашенко сторонников, которые готовы бы были вести дискуссию и пытать преодолеть политический кризис. Насколько реалистичен такой посыл — это уже вопрос. Я думаю, что в номенклатуре такие люди есть. Если Лукашенко поменял всех ключевых фигур силового блока, значит там не все так просто. Другое дело, появятся ли люди, которые занимают высокие посты и реально будут готовы вести переговоры со Светланой Тихановской — в этом я сомневаюсь, потому что такой человек сразу будет арестован