Чтение, понимание, запоминание – это искусство. Как обучить ему ребёнка, вопрос и проблема для огромного количества родителей.
Вроде бы многое уже можем, ещё больше получается, но досадные недочёты постоянно продолжают проявляться. И если интересно рассказать историю, то с пересказом у ребёнка проблем не возникает, но если в качестве рассказа выступает, например, кулинарный рецепт или арифметическая задачка, то пересказ может оказаться совершенно неожиданным, как и позднее приготовленное блюдо или ответ на элементарную задачу.
Поэтому вопрос встал ребром и потребовал детального изучения с обязательным применением практики. У нас всё в пределах допустимого, но есть постоянное ощущение некоего беспокойство – а не будет ли слишком поздно, а не начнём ли отставать?
И все, что удалось раскопать в этом направлении, выкладываю на ваше обозрение. Читайте, думайте, обсуждайте.
Сразу следует понимать, что поскольку речь о ребёнке то игра это наше всё. Но и науки здесь хватает, ведь чтение процесс глобальный, проходящий с участием нескольких отделов головного мозга с применением мышления, памяти, внимания и это только самое начало. Дальше-больше.
Профессионалами отработаны методики и разработаны базовые упражнения, дающие при приложении терпения и усилий отличные результаты. В этой статье некоторые из них, и многие другие будут изложены в следующих материалах. Знакомьтесь на здоровье!
Упражнение 1 "Перевернутый текст"
Предлагаем ребёнку развёрнутый на 90-180 градусов текст и просим его прочитать и пересказать.
Причём смысл именно такого типа тренировки заключён в максимально быстром прочтении.
Дело в том, что подобное прочтение текста – это что-то новое для формирующегося мозга, восприятие информации происходит иначе. Но любопытно, что если теперь прочесть текст привычным, старым способом, то скорость чтения увеличивается, причём значительно.
И чтобы всё получалось, естественно нужна практика, практика и ещё раз практика!
Упражнение 2 "Перепутанные буквы"
Как увидеть ключевое слово в массе букв и слов? Предложите ребёнку расположить намеренно переставленные в словах буквы по их местам. И снова практика и тренировки сделают своё дело, всё будет получаться быстрее и быстрее.
Упражнение 3 "Попробуй прочитай!"
Предлагаем ребёнку прочесть небольшой текст, содержащий слова с недостающими буквами. Его цель правильно идентифицировать написанное, понять смысл фраз и предложений и по возможности пересказать близко к тексту.
Упражнение 4 "Струп-тест"
Важно уметь переключать внимание. Как освоить эту технику, ведь, например, почти всегда слова пишутся шрифтом цвет которого не совпадает со значением слова?
Беспроигрышный вариант: сосредоточиться на том, чтобы одновременно с чтением текста верно называть цвет, которым написаны слова. Пробуйте, это должно работать!
Соглашусь – задача не из легких. Но вся будущая жизнь того стоит. Поэтому запасаемся терпением, собираем волю в кулак и приступаем к тренировкам. Будьте здоровы!