Под этим заглавием в 1894 году в Англии появились два тома, - без малого тысяча страниц - с рисунками. Автор, майор Артур Гриффитс, известный тюремный администратор и талантливый писатель. За свой труд о Джоне Горварде он получил золотую медаль на С.- Петербургском Международном Тюремном Конгрессе 1890 года.
Гриффитс начал свою тюремную деятельность в качестве начальника ныне упраздненной тюрьмы в Гибралтаре и устроил затем образцовую тюрьму Уормвуд -Скрабс, в Лондоне.
"Тайны Тюремного Дома" имеют серьезную цель. Большая часть этого сочинения посвящена описаниям тюремной жизни в разных странах света. Не менее интересны рассуждения о постановке всего тюремного дела, о сроках наказания, о обращении с преступниками, в особенности с малолетними. Мы приведем лишь наиболее ценные для русских читателей замечания.
Этот материал был опубликован в журнале "Тюремный вестник" №4 1895г. Текст приводится в современной орфографии.
В главе о России автор решительно восстает против ссылки в Сибирь и на Сахалин. Он считает, что ссыльных и бродяг, которые наполняют Сибирь, настоящим проклятием для жителей этой страны.
Вот его воззрения: - "И неудивительно, что народонаселение Сибири жалуется на ссылку преступников. Люди спрашивают, и не без основания, почему Россию очищают от преступников и переполняют ими одну из дальних провинций? Россия могла бы их наказать и справить у себя дома. Жестоко ежегодно наводнять деревни Сибири восемью и десятью тысячами самых отчаянных злодеев и оставлять их без настоящего надзора и дисциплины".
Относительно о. Сахалина он позволяет себе следующие замечания: "Излюбленный проект, от которого ожидают наилучших результатов - это карательная колонизация Сахалина. Энергия, с которой это дело продвигается, достойна лучшей цели. Сначала раздавались громкие протесты против климата, но они отчасти опровергнуты, и южная часть острова даже объявлена здоровою. В смысле хлебопашества и месторождения угля, нефти и проч. страна производительная, хотя климат вообще суровый. Зимою много снега, а летом дождя.
В конце концов Сахалин вероятно подтвердит опыт, уже приобретенный другими нациями, что выселение каторжников в прок не идет. В смысле тюрьмы Сахалин обходится дорого, потому что передвижение преступников из России к Охотскому морю много увеличит расходы, не доставляя притом соответственного этому расходу вознаграждения. Если преступники должны быть заточены, то это можно исполнить дома без переселения, гораздо дешевле, с меньшим риском, и вероятно с более выгодным применением рабочих сил каторжников.
Карательная колония на Сахалине окажется неудачною, и именно вследствие причин, тесно связанных с самим образом действия: по мере того, как страна будет развиваться и народонаселение увеличиваться, совершенно те же социальные затруднения окажутся, которые имели место в Австралии и Новой Каледонии. Неминуемо явится антагонизмом между обоими классами, т.е. между свободными людьми и ссыльными, даже когда последние будут освобождены. Отношения между ними пройдут по трем обыкновенным фазам: сначала они будут сочувственны, потом равнодушны, и,наконец, враждебны. Пока население скудное, оно будет охотно пользоваться услугами, которые карательная колонизация доставляет ему по мере умножения вольного населения, оно более не будет нуждаться в этих услугах. Восточная Сибирь в этом отношении последует примеру Австралии".
Переходя к вопросу об английских тюрьмах, автор настаивает на правильности принятого ими начала постепенности (прогрессивной системы). Отпускные свидетельства (tickets of leave) выдаваемая арестантам, отпускаемым на вольные работы, оказываются на практике действительным и удобным средством надзора.
Впрочем, все эти меры были бы менее удовлетворительны, нежели они на деле оказываются, если бы не существовал отличный метод переписи преступников, в особой, так называемой, Черной книге, которая заведена уже лет двадцать. Это некоторым образом монумент, воздвигнутый неусыпным, систематическим трудолюбием, которая служит драгоценным материалом для руководства и соображений полиции. Подобные сведения появляются ежегодно и составляют постепенную и полную библиотеку для справок о всевозможных преступниках. Криминальный реестр, в том виде, в котором он напечатан за последние восемнадцать лет, теперь содержит, без малого, сто тысяч лиц, которые присуждены к наказанию. Эти тома, с вместе с реестром отличительных примет, по которым можно удостоверить личность, имеют важное значение для полиции. Иногда достаточно одного намека, чтобы напасть на след преступника и навести надлежащие справки о нем в той местности, где он известен.
При содействии такого правильного и подробного списка несравненно легче принять меры для противодействия злодеянию, даже без посягательства на личную свободу подозреваемого человека. Антропометрический способ, которым в употреблении на материке Европы, может быть в своем роде весьма полезен, но его исходная точка противоположна английской, т.е. там считают арестованное лицо виновным до того времени, пока оно не докажет своей невиновности: такой метод, однако, противен английской конституции и духу народа...".
Часть 2 здесь.
Пишите комментарии, ставьте лайки 👍, подписывайтесь на канал.