Всем привет!
В начале 2021 года мне удалось побывать в Оренбургской области, а именно в трех городах: Новотроицк, Орск, Оренбург. В каждом из них есть много интересных мест, которые можно посетить. Вместе с тем, я поглядывал на то, как устроен транспорт в этих городах. Так, в каждом из них есть два «ведущих» вида транспорта: это маршрутные такси и представитель электротранспорта (в Новотроицке и Орске это трамваи, а в Оренбурге – троллейбусы). Правда, в Оренбурге расстановка сил за последние несколько лет изменилась, в «крупную долю» вошли автобусы, но об этом я поговорю в одной из следующих статей. Данной статьей я начну «трилогию» об электротранспорте Оренбургской области, и первым городом, который я затрону, станет Новотроицк.
В 40-50-е годы осуществлялось особое внимание транспортной отрасли: города один за другим закупали подвижной состав, строили системы электротранспорта. Особенно это было ярко выраженно в промышленных городах. К такой категории городов относится и Новотроицк. Так, в конце 30-х годов руководство Оренбургской области стало рассматривать планы по строительству трамвайной сети в этом городе. Однако, в скором времени наступила Великая Отечественная война и проект забыли. О них вспомнили лишь в 50-х годах. Тогда потребовалось создать проект. Он разрабатывался в одном из проектных институтов города Москвы.
В 1955 году проект был утвержден, началось строительство I этапа сети. Правда, как отмечают местные жители, строительство шло крайне неспешными темпами: заводы-строители были загружены основным производством, а такая «подработка» не укладывалась в их планы. Ожидалось, что уже к 38-й годовщине Великого Октября жители смогут воспользоваться новым видом транспорта. Но планам не суждено было сбыться. Строительство I этапа завершили лишь через год, к 39-й годовщине. К этому моменту в город поступило 8 вагонов: 4 моторных вагона КТМ-1 и 4 прицепных вагона КТП-1. Позднее поступило еще по 2 вагона каждой модели до конца 1956 года и еще по 11 вагонов КТМ-1 и КТП-1 до 1960 года. Вместе с тем в город поступили по 8 б/у вагонов МС и ПС из Ленинграда.
Первая линия проходила от КХП до Строительного техникума. Длина участка составляла примерно 6 км. I этап был запущен 5 ноября 1956 года. Так, город обрел новый вид транспорта.
Вместе с запуском первого этапа, вовсю готовился новый участок сети от Строительного техникума до улицы Комарова с кольцом неподалеку от здания администрации города. Его запустили в 1957 году.
В момент запуска I очереди строительство депо не было завершено, поэтому все обслуживание вагонов проходило под открытым небом на конечном остановочном пункте КХП. Первое депо было открыто в 1957 году. Развитие территории депо продолжалось еще в течение 8 лет. Вскоре в город поступили 16 вагонов (по 8 усть-катавских вагонов КТМ-2 и КТП-2, которыми заменили ленинградские вагоны).
III этап развития трамвайной сети был запущен через 10 лет после запуска последнего этапа. Это был небольшой участок в 650 метров в однопутном исчислении от остановки Автоматика до фасонолитейного цеха (чаще используют аббревиатуру ФЛЦ). Это позволило запустить маршрут трамвая №2.
Через 2 года запускается IV этап трамвайной сети: от администрации города до западного рынка. Длина этого участка составляет 1,7 км. Именно туда продлевают трамвайный маршрут №2.
70-е годы 20 века выдались не менее плодотворными. Шло активно строительство V этапа сети по Советской улице до пересечения с Уральской улицей. Этот участок был запущен в 1972 году.
В это же время начинается активное обновление подвижного состава. В СССР появились прогрессивные вагоны КТМ-5, которые работали в большинстве городов с трамвайными системами в Советском Союзе и работают до сих пор. Новотроицк не стал исключением: уже к середине 70-х в городе появилось 25 вагонов, а к 1978 их численность возросла до 60 вагонов. При этом старые вагоны КТМ-КТП первой и второй серий постепенно выводились из эксплуатации и к началу 80-х настала абсолютная монополия «пятерок».
В 1979 году была запущена в эксплуатацию линия последнего, VI этапа развития сети по Советской улице и улице Винокурова. В то же время было открыто новое здание депо, в которое перебазировалось все трамвайное управление. На этом строительство трамвайной сети было завершено. Всего в городе имеется 5 маршрутов трамвая из 5 возможных: помимо уже описанных «единицы» и «двушки» имеется маршрут 3 от Депо до Рынка и №4 до ФЛЦ, а также №5 от Рынка до КХП.
В 1990-е годы, вопреки всеобщему состоянию государства в постсоветский период, в Новотроицке произошло своего рода «чудо»: проезд в трамваях стал бесплатным. Это реализовано благодаря решению эксплуатанта трамвайной сети – ОХМК. В трудные времена это было сильным шагом, который приободрял граждан даже в условиях финансовых проблем.
Несмотря на трудные времена, все же в город поступали небольшие партии новых вагонов. В 1991-1992 годах поступило 5 трамваев 71-605А.
В 1993 году поступило 3 трамвая нового поколения – 71-608К. К слову, модернизированные трамваи этой модели 71-608КМ стали поступать в 1995 году. Правда, за 3 года их поступило не так много – всего 6 вагонов.
В начале 00-х годов 21 века трамвайная система стала самостоятельным предприятием. В середине 00-х предприятие стало обслуживать дополнительно и автобусные маршруты. Парк автобусов был небольшим – всего полтора десятка машин.
На 2006 год в парке функционирует 67 вагонов. На линии работают одиночные вагоны. Следующее обновление подвижного состава произошло в 2008 году, когда в город поступило 3 вагона 71-619КТ. По сути, это было последнее самостоятельное обновление парка. В конце десятилетия идет ремонт полотна на отдельных участках улиц.
В 2017 году в город поступает 8 б/у вагонов из Москвы: 2 71-608КМ и 6 питерских 71-134А (ЛМ-99Э). Правда, из этих вагонов на линию вышло лишь два – 1 КТМ-8 (№70) и 1 ЛМ-99 (№71), да и те проработали не долго. 70-й уже списан, 71й вряд ли уже выйдет на линию. В настоящий момент, несмотря на то, что в депо числится 65 вагонов, функционирует всего 29. Большая их часть – по-прежнему 71-605М3, а также 71-608КМ. Все вагоны ходят «одиночками», СМЕ функционировали в городе до конца 90-х годов. Интересно, что в городе исторически сложилась следующая система нумерации: вагон-прицеп дублировал номер ведущего вагона с прибавлением цифры «0», то есть, если «моторный» вагон имеет номер «10», то прицепной получит «010». Правда, после расцепления СМЕ нумерацию вагонам не поменяли. Поэтому сейчас можно встретить в городе два трамвая с одинаковыми бортовыми с отличием в один «ноль».
В настоящий момент планов по развитию трамвайной сети в городе нет. В целом, трамвайная сеть очень качественно покрывает городское пространство. Но, на мой взгляд, было интересным увидеть развитие сети по Комсомольскому проспекту, улице Войнов-Интернационалистов, а также Уральской улице. Такая линия позволила бы улучшить транспортную доступность крупного района города и оптимизировать транспортную систему города.
Конечно, это лишь наброски, для принятия полноценного решения требуется более детальный и комплексный анализ данного предложения.
На этом всё!
В следующей статье мы поговорим с вами о трамвайной системе город Орск.
Большое спасибо за внимание, до новых встреч!
Дополнительные источники информации:
- http://novotroitsk-tramway.narod.ru
- www/transphoto.org