Кто является противником бога в христианской теологии и главным героем церковных россказней? О ком священники говорят едва ли не чаще, чем о Боге? Кем пугают детей и взрослых? Из кого сделали настоящее страшилище? Это дьявол. Персонаж, о котором церковь распространяла басни все время своего существования.
Представьте такую картину: священник читает проповедь о том, что если "не будете себя вести в соответствии с церковными предписаниями, попадете в лапы сатаны" - грозно звучит его голос. Паства безмолвно слушает. Она верит в то, что дьявол - реальность и он может навредить им больше, чем бандит, который подстерегает за углом или ураган, который уничтожает посевы.
"Да, - начинает думать человек. Дьявол существует и может меня подстеречь повсюду. От него не скрыться". Люди засыпают и просыпаются с мыслью о возможности дьявола навредить именно ему и его близким. Идея о дьяволе прочно входит в их подсознание. И они начинают вверять себя церкви, как единственной инстанции, которая, как она заверяет сама, сможет уберечь от происков сатаны.
В других религиях, в том числе и тех, которые существовали до христианства, тоже присутствует вера в дьявола, демоническое начало, злых духов, приписывание им своих проблем и неудач. В зороастризме дьяволу примерно соответствует Агра-Майнью, злой бог, повелитель лжи и ночи, хозяин царства тьмы, который ведет постоянную борьбу с богом света Ормуздом.
Автор книги о суевериях "Тьфу, тьфу, тьфу, чтобы не сглазить" утверждает, что вера в демоническое начало было присуще и народам, находящимся на начальной стадии развития. Притом, демоны были для первобытного человека чем-то абсолютно реальным:
Иногда демона болезни все племя прогоняло совместными усилиями
И здесь же описывает странные и даже жестокие обряды, связанные со страхом перед нечистой силой:
Иной раз люди спасались бегством от злых духов, вызывающих болезни. Когда начиналась эпидемия оспы, жители Патагонии бросали больных на произвол судьбы и убегали прочь, размахивая копьями, чтобы отпугнуть духов.
Но именно церковь превратила дьявола в гротескную фигуру, наделенную огромным могуществом, которая жаждет заполучить как можно больше человеческих душ и ищет способы навредить человечеству.
Фриц Маутнер, историк, который занимался проблемами развития атеизма, в своей книге "История черта на западе" об этом пишет:
«Богословская псевдонаука с тем же рвением, с теми же ухищрениями логистики и софистики, с которыми она подходила к разработке представления о боге, разрабатывала понятие дьявола»
Из дьявола сделали настоящего монстра, с помощью которого вселяли страх в неокрепшие умы. Церковники и богословы добавили дьяволу столько черт, что его фигура приобрела ужасающе-карикатурный и совершенно нелепый вид.
Михаил Шнейман в своей книге "Вера в дьявола в истории религии" отмечает исключительную роль церкви в формировании представлений о нечисти:
Отцы церкви писали о том, как выглядят дьявол и демоны и чем они питаются. Они учили, что дьявол и демоны вызывают болезни, бури, отрывают людей от истинной веры, смущают и обольщают пустынников.
Получается, что церковники в своем фанатичном рвении развивая образ сатаны и приписывая ему все новые фантастические возможности, верили в него больше, чем в бога и сделали его образ сильнее бога.
Христианский мир средневековья был просто пропитан страхом дьявола, демонов, темных сил.
Дьявол представлялся как вездесущее зло, которое так и жаждет, чтобы овладеть душой добропорядочного верующего. Средневековые схоласты составляли списки целых легионов демонов и чертей, подробно перечисляя их имена и роль каждого из них.
Монах Цезарий Хейстербахский в своей книге «Беседах о чудесах» представляет дьявола, воплощенного в целой веренице различных ликов: в виде крупного мужчины в черном, красавца-солдата, мавра, кошки, ягненка, собаки, медведя, быка.
По мнению средневековых фанатиков, дьявол может запросто вторгнуться в повседневную жизнь верующих, чтобы оказать дурное влияние на них. В особенности, помешать религиозным обрядам, церковным службам.
В книге Жоржа Минуа "Дьявол" исследуется, насколько сильно было влияние фигуры дьявола на умы представителей церкви и на народное сознание в средние века. Автор приводит факты, которые в сотый раз позволяют поразиться бездне страха перед "князем тьмы":
В 70-е гг. XIII в. Рихальмус, аббат Шентальский предупреждал послушников: демоны повсюду, «они окружают каждого колпаком, плотным, без малейшей щели». Они прерывают размышления, наводя на дурные мысли, мешают слушать молитвы, вникать в их смысл и с ними чрезвычайно трудно бороться.
Дьявол фигурировал в огромном количестве картин, он неоднократно изображался в соборах, как пример "воздаяния грешникам".
А вы не предполагали, что сам образ дьявола был создан специально? Дьявола выставляли пугалом, страшным чудовищем, которого якобы надо бояться.
Церкви нужна была покорность, а следовательно, образ, которого стоит бояться. И этим образом стал дьявол, которого превратили в фантасмагоричное чудовище.
Робер Мишелюмбе, , автор книги "Очерки по истории дьявола XII-XX вв", пишет:
сочетание адского пламени и пасторальных картин, непременно с ним соседствующих, способствует развитию религиозного чувства повиновения, равно как и чувства признательности к власти Церкви и государства, укрепляющих общественный порядок посредством требования строгого соблюдения правил морали.
Священнослужители, придя к власти, начинают навязывать свою точку зрения: что все зло от дьявола и его слуг.
Начались поиски козла опущения, на которые церковь хотела свалить причины бедственного положения населения, войн, экономического кризиса. Она занималась поиском виноватых и главными виновниками, главными противниками существующего порядка и бога она объявила дьявола и его приспешников, которые якобы исполняют его волю на земле и портят жизнь "честным верующим".
Они вносят в умы населения идеи о небывалых способностях дьявола и силе его приспешников. Ведут свою активную пропаганду среди и так озлобленного народа.
И огромный пласт населения из-за своей нетерпимости, желания найти виноватых во всех своих бедах, скудоумии и злобе начинает сам выискивать "дьяволопоклонников", одобрять все жестокости по отношению к ним, считать законными казни людей, обвиненных в связях с темными силами.
Церковь преследовала тех, кто отказывался признать ее главенство и был неугоден сильным мира сего. И она объявляла людей "колдунами", "слугами дьявола", "одержимыми сатаной".
С помощью обвинений в связи с дьяволом расправлялись с талантливыми, одаренными людьми, со всеми незаурядными, имеющими выдающиеся способности, которые могли достигнуть невероятных успехов, высокого положения в обществе и, тем самым, пошатнуть мракобесное господство церкви.
Пособниками сатаны служители церкви называли всех свободомыслящих людей, передовых общественных, научных и культурных деятелей.
Чтобы у народа не возникало противодействия, церковь усиленно продвигала идею о собственной святости и безошибочности своих действий.
И к слугам дьявола церковники причисляют инакомыслящих личностей, всех, кто стремится к Знаниям, кто занимается и интересуется эзотерикой, имеет необычный внешний вид, образ жизни и поведение. И обвиняют этих людей во всех бедах: в болезнях, засухе, войнах, голоде, неурожае. Любое отклонение от стандартов кажется церковникам свидетельством связи с темными силами.
Как здесь не вспомнить цитату французского исследователя Робера Мишелюмбе :
Не демон правит балом, а люди, создавшие его образ
Обвинения в сатанизме церковь использовала против своих политических противников, против людей, которые осознали всю античеловечность ее действий, ее порабощающую политику.
Правители того времени в указах ставили цель борьбы с происками дьявола и признавали на официальном уровне существование нечистой силы. Король Филипп II в своем ордонансе 1592 года заявлял:
"Наряду с прочими великими грехами, бедствиями и мерзостями, которые день за днем приближают наше злосчастное время к крушению и концу света, существуют различные сообщества колдовства, ведовства, чародейства, обмана, внушения, прельщения и нечестивости, некоторые из них – сущее орудие дьявола, которые подобно ереси, отречению от веры и неверию растут с каждым днем".
Идейные оппоненты церкви, люди, для которых стала ясна, как день, несправедливость ее поступков, ее угнетающую суть, а также те, которые в чем-то мешали церкви и стали на пути у ее "цепных псов" находились под постоянной угрозой быть признанными пособниками сатаны.
Невероятно часто сатанизме обвиняли людей, которые придерживались других религиозных воззрений, находились в оппозиции политической системе.
Так, в проведении шабашей, осквернении святынь обвиняли евреев, которые в глазах церковников-мракобесов и темных средневековых обывателей были "чужаками", "иноверцами", которых еще вдобавок и считали причастными к смерти Христа.
А в эпоху Реформации во Франции подозрения в "дьявольских обрядах" падали на протестантов, которых считали еретиками и мятежниками против "божественного уклада" и позиции которых тогда были намного слабее, нежели позиции католической церкви.
И что же ждало впереди несчастных, оклеветанных людей? Изощренные пытки, мрачные казематы и смерть на костре. Оклеветанные, несчастные люди подвергались невообразимым мучениям.
Маниакальный страх перед дьяволом, перемешанный с озлобленностью, ненавистью к свободомыслию, уродливым догматизмом и породил охоту на ведьм.
Представляете, человек живет себе спокойно, мыслит в своей парадигме, пишет, проповедует, занимается творческой, социальной деятельностью и вдруг ему предъявляют обвинения в том, что он связан с дьяволом и практикует сатанинские обряды!!! Тебя выставляют воплощением зла. По этим абсурдным обвинениям лишают свободы и хотят лишить жизни. И что данный человек будет чувствовать?
Что ощущает, когда узнает, что расстанется с земным миром из-за людского невежества и злобы? Боль, разъедающая сердце, боль от вопиющей несправедливости, потрясающей своим масштабом глупости и бесчеловечности, разочарование веры в доброту и милосердие, жуткую досаду, что из-за мракобесов обрываются твои начинания, что ты не можешь больше окончить начатое дело, вернуться к своим соратникам.
Но у некоторых особо возвышенных Духом людей только укрепляется вера в свои идеи, в их нужность и правильность. Они понимали, что ничто не может сломить их уверенности: ни жестокие пытки, ни казни, ни бесконечные убийственные угрозы.
Безграничная мощь духа, твердая уверенность в своих действиях давала обвиненным в ереси людям силы выстоять и не предать своих воззрений даже под угрозой мучений и ужасной смерти.
Обвинения в сатанизме были выражением жестокого желания очернить человека, расправиться с ним. И это не у обвиненного в поклонении дьяволу в душе мрак. Мрак у того, кто выносит такие бесчеловечные и абсурдные обвинения. Потому что порядочный человек никогда не обвинит никого в том, за что ему может грозить смерть.
Тьма и зло неподдельные в тех, кто пытает и казнит за "отступление от веры", прикрываясь при этом службой благу.
В фанатичной борьбе "против дьявола и его слуг" церковнослужители средних веков сами стали самым большим злом.
Нет и не может быть прощения этому террору, такому жуткому явлению, как уничтожение инакомыслящих!
Идея связи с нечистыми силами была поводом для подлого обоснования нагнетания массовой истерии, поисков "врагов церкви", создания ужасающей атмосферы доносов, постоянного страха и боли.
Обвинения в связи с дьяволом стали причиной осуждения и сожжения Яна Гуса, Жанны д'Арк, Джордано Бруно.
Из-за обвинений в связи с дьяволом люди испытывали неописуемые страдания.
Концепция о борьбе с дьяволом была порождением чудовища фанатизма, которое захлестывало собой умы и создало настоящий ад на земле.
Узнавая про эти ужасающие события, можно осознать, насколько гибельны ненависть к "не таким", злоба и скудоумие, жажда безраздельной власти наряду с религиозным деспотизмом, попытки оправдать свои зверства высшим благом.
И мы должны больше никогда не позволить этим кошмарам вернуться снова!
Если статья Вам была полезной, ставьте лайк и подписывайтесь на канал!