Найти в Дзене

Дмитрий Емец: "Не советы нас формируют, а влияние личности родителей"

Дмитрий Емец  - детско-подростковый писатель-фантаст. Автор сказочных и фантастических повестей: "Дракончик Пыхалка", "Приключения домовят", "Охотники за привидениями", "Город динозавров", "Сердце пирата", "Таня Гроттер" и др.
Дмитрий Емец - детско-подростковый писатель-фантаст. Автор сказочных и фантастических повестей: "Дракончик Пыхалка", "Приключения домовят", "Охотники за привидениями", "Город динозавров", "Сердце пирата", "Таня Гроттер" и др.

Какую роль сыграли в вашей жизни родители? Повлияли ли они на выбор жизненного пути, на ваши взгляды, на то, что вы стали писателем?

Мама журналист, поэт и писатель. Работала много лет вначале в «Технике молодёжи», потом в «Литературной учёбе». Отвечала за отдел публицистики. Писала статьи. Помню, как она ночами стучала на печатной машинке, когда утром ей надо было срочно сдавать что-то в номер. Она в сроки вечно не укладывалась. Папа работал вначале на локаторе, ловил тучи и самолёты. Потом когда все самолёты поймал, работал в министерстве электронной промышленности. Думаю, от мамы я унаследовал сердце, ум и литературные способности, а от папы – здравый подход к жизни и определённую, в хорошем смысле, приземлённость.

Ещё очень сильно на меня повлияла бабушка Наташа. Она воспитала меня и умерла за неделю до моего восемнадцатилетия. Просто как эстафету меня передала взрослой жизни. Ей я посвятил свою первую книгу «Дракончик Пыхалка».

Есть ли какой-то совет родителей или бабушки, который вы запомнили на всю жизнь? Может быть, что-то, что особенно ценно и дорого или оказало наибольшее влияние на вас, как на личность?

Я думаю, что не советы нас формируют, а влияние личности родителей в целом. Никаких таких наставлений в духе д Артаньяна-отца, родители мне не давали.

Почему вы пишите детскую подростковую литературу? Когда вы впервые поняли, что хотите стать писателем?

Писать я начал ещё в детстве, когда стащил у мамы старую печатную машинку. Она отдала мне охотно, потому что у неё были ещё две. Им на работе давали. До сих пор помню чудесный запах мазилки и новой ленты для машинки. У компьютера таких запахов нет. Надо бы какому-то изобретателю придумать такую же тяжёлую и трескучую клавиатуру для компа – много желающих нашлось купить.

А детскую литературу я не выбирал. Я просто писал то, что мне хотелось. Хотелось «Приключения домовят» писал «Приключения домовят», хотелось диссертацию – писал диссертацию, хотелось кондовую реалистическую прозу – писал кондовую прозу. Потом захотелось написать «Таню Гроттер» и «Мефодия Буслаева» и вот они. Фантастом я себя не считаю. Настоящие правильные фантасты они совсем другие, не такие, как я. Я же вечный ребёнок, который играет и никак не может остановиться.

Мой жанр – пересечение реальности и фантастического романа, поскольку мне интересна жизнь во всех её проявлениях. В этом жанре можно наиболее сильно «оторваться». Я думаю, это самое перспективное направление в литературе фэнтези.

Весной 2010 у вас вышла первая книга о школе ныряльщиков (ШНыр). Она изначально задумывалась как сериальная? Не думаете остановиться или у вас в запасе немало приключений для ваших героев?

«ШНыр», как мне кажется, самая серьезная и сама пока важная из всех мной написанных книг. И «Таня Гроттер» и «Мефодий Буслаев» во многом были ступеньками. На этот момент в ШНыре три книги – «Пегас, лев и кентавр », «У входа нет выхода », «Мост в чужую мечту ». Сейчас я пишу четвёртую. Сериал пока молодой, и идей у меня много.

Откуда берутся идеи? Что будоражит ваше воображение?

Сама жизнь, а также другие книги.

Как вы думаете, чем отличаются читательские предпочтения современных детей и подростков от предпочтений их ровесников 10, 20 лет назад?

Глобально никак. Любовь, честь, боль, ревность, мысль, поиск человеком самого себя – это было всегда и всегда будет, пока существует мир. Меняются только формы выражения. Есть сиюминутные моды на пиратов, на вампиров, на магов, которые на некоторое время могут перетягивать на себя одеяло, но, по сути, они быстро проходят. Делать на них ставку – заведомый тупик для автора. Вообще, думать о читательских предпочтениях – это заранее вешалка для всякого писателя. Надо очень бояться быть модным! Мода – это не путь, это смерть.

Планируете ли вы писать книги для взрослых? Как родилась серия исторических портретов русских князей?

-5
Дмитрий Емец создал несколько исторических портретов русских князей, к которым относятся повести о Владимире, Дмитрии Донском, Александре Невском, Владимире Мономахе, Ярославе Мудром, Андрее Боголюбском, изданные для Сретенского монастыря.

Достаточно стихийно. Один из моих однокурсников работает в монастырском издательстве. Они издавали исторические портреты – и я написал для них несколько портретов. По сути, это литературная переработка Ключевского, Соловьева, Нечволодова, которые послужили для меня главными источниками сведений.

Вы считаете себя «мейнстримовым» писателем?

Не думал как-то об этом… Я просто делаю то, что мне нравится. У моей прозы два крыла – это фэнтези и реалистическая литература. Отломайте любое и я упаду.

Вот Дюма-старший работал по принципу два листа рукописного текста в день. А как у вас происходит творческий процесс?

Мне до такой плодовитости далеко. У меня нет никакой «дневной нормы». И хотя я стараюсь работать ежедневно, но бывают и совершенно пустые дни. Всё зависит от вдохновения. Иногда, бывает, садишься, и из тебя буквально «льётся» текст. А бывает напишешь две-три строчки, а дальше никак. Другое дело, если «ржавые мозги» нужно расшевелить, тогда я сажусь и заставляю себя что-то писать. Иногда сядешь писать безо всякого желания, а потом оно как-то само по себе находит и «расписываешься».

Вы согласны с утверждением, что для детей нужно писать только в том случае, если ты сам в душе ребёнок?

Абсолютно! Известный пример, когда семидесятилетний Чуковский прыгал по мокрым скамейкам в оксфордской мантии. Прохожие смотрели на него с удивлением, но зато его произведения дышат атмосферой детства!

Какой формат встреч с детьми вам больше нравится?

Я люблю живое общение, поездки и путешествия. Мне не нравится работать говорящей головой по скайпу в zoom. Не люблю выступать онлайн, и при малейшей возможности стараюсь отказываться. Это как кричать в пустоту. Понятно, что в условиях карантина – это неплохая форма, но ведь карантин будет не всегда.

Благодарю вас за интервью и за то, что согласились провести встречу в zoom для ребят из разных уголков нашей страны 27 марта в 15:00 по Москве! На авторскую встречу придут читатели из библиотек Нижнего Новгорода, Республик Марий Эл, Крым, из Самарской, Свердловской, Ивановской и других областей (это более 200 человек).

Приглашаем всех желающих принять участие в авторской встрече с Дмитрием Емцом 27 марта в 15:00 по Москве в zoom.

Подключиться к конференции Zoom https://us02web.zoom.us/j/4221853939?pwd=cUhNQU9ZbWFXTVBvSDhDQTlqNUQ0QT09 Идентификатор конференции: 422 185 3939 Код доступа: 270321

Встречи с детскими писателями для библиотек России организованы проектом "Библиотекам в дар" им Олега Жданова при поддержке Союза детских и юношеских писателей России.

-6

Интересные факты из жизни Дмитрия Емца

На написание очередной книги Дмитрий тратит около 3,5-4 месяцев, что примерно в 2 раза медленнее Дарьи Донцовой. Предпочитает писать шрифтом Garamond, 10-ым кеглем.