Найти тему
Артхив

«Грачи прилетели» – самая знаменитая картина Саврасова

В 1870-м году художнику сообщили, что московское Училище живописи, ваяния и зодчества, в котором он преподавал, более не может предоставлять ему казенное жилище. Саврасов с семьей остался фактически на улице. Он взял отпуск и уехал на полгода в Ярославль, в качестве финансовой поддержки обзаведясь заказами Павла Третьякова.

Грачи прилетели. Алексей Кондратьевич Саврасов, 1871
Грачи прилетели. Алексей Кондратьевич Саврасов, 1871

В Ярославле зимой после тяжелых родов умер уже четвертый ребенок Саврасовых (из шести только двое выжили), жена Софья тяжело заболела. Все эти невзгоды слово очистили взор художника от наносного, позволив его таланту проявиться в полную силу. «Грачи прилетели» стала вехой в истории русской живописи, утвердившей национальный лирический пейзаж.

Вопреки замыслу, картина получилась не зимняя, а весенняя. Ранней весной художник отправился в село Молвитино. Ранний март милее всего художнику. Саврасов вообще не любитель «праздничности», принаряженности. На картине перед нами покошенная старая церквушка, корявые, а не стройные, как на подбор, березки, растекшиеся лужи начинающего таять снега, серое, низкое, с редкими проблесками голубого неба. И весна начинается не с буйного цветения, а с этих черных птиц, прилетающих к заснеженным еще деревьям, с таяния ноздреватого снега.

Пейзаж оживлен закадровым присутствием человека. Художник вообще любил этот приём: ввести человека в картину опосредованно, в данном случае – через вьющийся из трубы покошенного домишки дым.

Грачи прилетели (фргмент). Алексей Кондратьевич Саврасов, 1871
Грачи прилетели (фргмент). Алексей Кондратьевич Саврасов, 1871

Прилетевшие вместе с весной грачи вьют гнезда в корявых березках. Среди берез различима небольшая верба, готовая распуститься – как символ оживления, воскресения жизни после зимней спячки. На стенах старенькой колокольни облупившаяся штукатурка.

Невероятно талантливо написано небо – не зря велеречивые критики в период успеха Саврасова нарекли его «царем неба». Небо закрыто облаками, нигде не видно ни солнца, ни даже малейшего его проблеска. Вместе с тем очевидно, что вот-вот, через мгновение солнечный луч пробьется сквозь затянутое небо.

Грачи прилетели (фргмент). Алексей Кондратьевич Саврасов, 1871
Грачи прилетели (фргмент). Алексей Кондратьевич Саврасов, 1871

Павел Третьяков увидел «Грачей» и немедленно заявил, что покупает их за 500 рублей. Общество любителей художников где впервые была показана картина, не оценило этот шедевр. А вот на первой выставке передвижников в Петербурге «Грачи» Саврасова произвели фурор.

Оригинал статьи размещен по адресу artchive.ru