Найти тему
NEWS.ru

Поколение TikTok: есть ли жизнь после Сети

Оглавление
Frank Hoermann/SVEN SIMON/Global Look Press
Frank Hoermann/SVEN SIMON/Global Look Press

На днях в Приморье произошёл неприятный инцидент: кто-то разрисовал памятник героям Великой Отечественной войны. Событие не то чтобы из ряда вон (всё-таки подобные инциденты нет-нет да случаются), но шуму наделало немало. Местная общественность негодует: стыдно за поколение TikTok . И ни у кого, кажется, не возникает вопроса: а соцсеть здесь при чём? В народе как-то само собой укоренилось мнение: все глупости — оттуда, из иностранных приложений для кривляния. Ничего путного там всё равно нет.

Или всё-таки есть?

Сейчас уже и про поколение Pepsi мало кто вспомнит. Но чёткое разделение на поколение TikTok и всех остальных налицо, причём два лагеря делятся не по возрасту, а, скорее, по мироощущению.

Первые — экспериментаторы. Вторые — консерваторы.

Консерваторы экспериментаторов не приемлют. Экспериментаторам на консерваторов, простите за прямоту, плевать.

И главное откровение: TikTok давно не сборище глупых малолеток. Если оглядеться вокруг, то водитель приехавшего за вами такси, замученный начальником коллега по работе и даже бабка-сплетница, живущая этажом выше, могут оказаться этими самыми тиктокерами. Всё потому, что они уже прошли через психологические стадии вроде отрицания и гнева, добравшись до этапа принятия.

Главное — не опоздать

Практически каждая социальная сеть заходит на аудиторию через прогрессивную молодёжь. Та первой подхватывает новомодное веяние и буквально врывается на следующий онлайн-уровень. Помните, как начинался Instagram ? С бессмысленных фотографий еды, которые мало кто воспринимал всерьёз. А сейчас самые предприимчивые зарабатывают там себе на квартиры и машины, отдыхают за границей и нанимают администраторов своих страниц, потому что самим заниматься публикациями уже вроде как не с руки.

Но те времена, когда так можно было раскрутиться естественным образом, прошли. Теперь раскрутка такого аккаунта — бизнес-проекты с инвестициями и цифрами в несколько нолей.

И вот — TikTok. Тот самый, услышав про который, ещё год назад большинство снисходительно хмыкало. А сегодня солидные взрослые люди, у кого работа, семья, дети, машина, отпуск раз в году и дача по выходным, танцуют и поют на камеру, повторяют бессмысленные челленджи, переодеваются и играют гротескные роли, — в общем, из кожи вон лезут, чтобы «раскрутить» аккаунт.

В Instagram опоздали, а тут ещё можно успеть…

Доходное дело

Пока многие хмыкали над новомодным «глупым» веянием, те, кто смог разглядеть перспективы, создавали TikTok -дома, превращая новый тренд в прибыльный бизнес. Объединяя молодых и креативных под общей крышей арендованного особняка, предприимчивые товарищи давали авторам возможность создавать контент, а в раскрученные аккаунты вливали рекламу. Собственно, почему нет? Если реклама есть на ТВ, то разве не должна она была появиться у блогеров, когда некоторые из них по просмотрам рвут это самое ТВ как Тузик грелку?

А тут ещё и пандемия коронавируса, будь он неладен, подоспела. Самоизоляция, куча свободного времени, отсутствие развлечений. И вот уже пузатый дядька, ещё вчера скептически качавший головой, — сам тиктокер. А ему вторит скромная мама-одиночка. А за ними — семейная пара, уставшая от попыток разнообразить ощущения в постели, вновь обретает смысл бытия перед камерой.

pexels.com
pexels.com

Следом как-то вдруг появляется заскучавшая без гастролей звезда эстрады. А что, если все её зрители здесь, то надо же им и о себе напомнить. Где-то неподалёку, прости господи, священник в рясе, он читает молитвы и отвечает на вопросы верующих и безбожников. А ещё там психологи душу лечат, врачи о тревожных признаках болезней рассказывают, писатели свои нераспроданные книжки читают. Одно из популярнейших направлений – скетчи, для которых авторы порой сами создают образы и костюмы, осваивая основы кройки и шитья.

Как-то вдруг оказалось, что люди могут быть самодостаточными для себя и друг для друга. Организовывать досуг без театров, кино, музеев и даже самого святого — телевизора. Причём все удовольствия совершенно бесплатны, ведь оплачивают банкет рекламодатели. Чем популярнее аккаунт, тем выше оплата за «интеграции», поэтому один из самых частых запросов в поисковиках: «Как выбрать прибыльную тематику для канала?» После отмены удалёнки некоторые наиболее активные тиктокеры вышли на работу только для того, чтобы уволиться: доходы в Сети оказались выше скромной зарплаты.

Когда месяцы спустя власти удивятся тому, как стремительно политизировался TikTok, призывающий то ходить на протестные акции, то, наоборот, от них воздержаться, это окажется, мягко говоря, лукавством. Ведь задолго до этого быстро раскрутившиеся блогеры вдруг начинали говорить про Конституцию и поправки, мягко ли, топорно ли, но продвигая мысль о голосовании.

Политическая реклама пришла в соцсеть вскоре после сервисов доставки и магазинов. Прозондировав почву в качестве заказчика (это станут отрицать, но мы, конечно, не поверим), власти поняли, что нащупали золотую жилу. И вот, к марту 2021 года родилась закономерная инициатива — обязать иностранные платформы выплачивать НДФЛ за российских блогеров, зарабатывающих на рекламе. Уже к середине года обещают законопроект. А дальше своей популярностью, как и доходами, с государством придётся делиться.

Такой реальный виртуальный мир

Впрочем, TikTok — это история не только про деньги. И даже чаще всего не про них. Кто-то так и не смог раскрутиться, а у кого-то цели иные.

Разумного, доброго и вечного немало. На огонёк заглянул телеведущий Николай Дроздов. Нет, рассказывает не про братьев меньших — в основном про географию. А можно попасть на аккаунт библиотеки МГУ — тоже кладезь знаний. Или подписаться на канал с кулинарными рецептами, о которых до сих пор даже слышать не приходилось.

Кадр из видео/ndrozdov_official/tiktok.com
Кадр из видео/ndrozdov_official/tiktok.com

Есть и мотивирующие аккаунты. Молодой парень с синдромом Дауна развеивает мифы о заболевании и на собственном примере показывает, как живётся такому человеку в обществе, для которого именно он часть поколения TikTok . Или, например, два брата — оба в инвалидных колясках — рассказывают о своём житье-бытье. И вот ведь удивительная штука: реальный мир к ним равнодушен и почти жесток, а в виртуальном — слова поддержки и сочувствия, слом стереотипов и осознание, что каждый из нас, оказывается, личность.

Здесь несовершенство не порок, о котором будут шептаться по углам, а часть индивидуального образа. Здесь физически слабого не отметелят в подворотне, потому что в чести не сила, а креатив. Здесь вместе с вами будут смеяться и плакать, радоваться и сопереживать, восхищаться и удивляться. Ругать Алексея Навального и хвалить власть, ругать власть и хвалить Навального.

А в привычной жизни — вынужденная уволиться питерская учительница, в шуточных роликах которой углядели нарушение «морального кодекса» и «обесценивание статуса учителя». И там же — сигнальщик на железной дороге из Казахстана, к неудовольствию ханжей получивший «Грэмми» за любительский ремикс песни американского рэпера. Трек, как это принято говорить, завирусился в TikTok . А ещё где-то там, в реале, опомнившееся отечественное ТВ, которое попыталось не отставать и решило запустить шоу по поиску талантливых тиктокеров. За победу пообещали миллион рублей.

Куда уж тут мемориалы расписывать, помилуйте!

Пожалуй, нет всё-таки никакого поколения TikTok. Есть лишь те, кто осознал, что вся жизнь — игра, и те, кто никогда не выйдет из офлайна.

Автор Максим Величко.