К лукам древние греки в целом относились с пренебрежением. Спартанцы вообще считали их оружием трусов, однако в большинстве греческих армий были целые части, вооруженные метательным оружием. Чаще всего использовали пращники и метатели дротиков. Из-за того, что греки традиционно всю ставку делали на рукопашный бой, лишь немногие из них хорошо владели метательным оружием. Поэтому пращниками и метателями дротиков служили как правило иностранные наемники.
Лучшими метателями дротиков были наемные пельстаты из Фракии, которые успешно использовали тактику «подбежал-бросил»: они приближались к порядкам противника, быстро метали несколько дротиков, после чего стремительно отходили, избегая столкновения. Лучшими пращниками считались наемники с Родоса, использовавшие особые отвесы, позволявшие им метать различные снаряды дальше и быстрее, чем другим пращникам (они и стоили в два-три раза дороже остальных пращников). Дошедшие до настоящего времени документы свидетельствуют о том, что богатый и гордый полис Афины для экспедиции на Сиракузы нанял лучшие из лучших контингентов с Родоса и из Фракии.
Военные флоты играли ключевую роль в афинской экспедиции в Сиракузы и последующем поражении афинян. И у афинян, и у их противников были многочисленные флоты, имевшие в своем составе самые мощные военные корабли того времени — внушающие ужас триремы. Эти большие корабли (40 метров длиной и 6 метров шириной) приводились в движение командой из примерно 170 гребцов и имели на носу острый бронзовый таран.
Наиболее распространенной тактикой была наступательная, а именно таран кораблей противника. Для осуществления этого приема даже на небольших кораблях старались размещать как можно больше гребцов. Афинский флот делал ставку прежде всего на таран кораблей противника. Вторым способом ведения боя был абордаж. Для него использовались большие, более тяжелые корабли, которые могли нести большое количество воинов. Считается, что некоторые сиракузские корабли предназначались именно для абордажа, однако лишь немногие из них использовались для этой цели.
Необходимость подойти вплотную к кораблю противника или врезаться в него ограничивала тактические возможности трирем. При этом также важно было во время столкновения избежать повреждения собственного корабля или же не допустить настолько крепкого сцепления с судного противника, которое потом не позволило бы от него оторваться.