Метро является важной частью жизни большого города. Многие из нас ежедневно пользуются метро и даже не задумываются о том, какой это огромный и сложный организм. Мы выходим из метро вечером, идем домой, но рабочий день заканчивается только для пассажиров, а жизнь метрополитена продолжается круглосуточно.
Куда едут поезда после «рабочего дня»? Давайте вместе доедем до электродепо, чтобы ответить на вопрос - где же спят подвижные составы? И кто, наоборот, не спит, чтобы поезда работали исправно?
Предприятие «Метровагонмаш» входит в АО «Трансмашхолдинг» (ТМХ) и изготавливает поезда для московского метро с основания «подземки» в 1934 году. Специалисты АО «Метровагонмаш» лучше всех знают, как устроен каждый сантиметр подвижного состава.
С 2014 года новый подвижной состав для московского метро обслуживается по контракту жизненного цикла (КЖЦ). Основной смысл КЖЦ заключается в том, что поставщик должен не только выпустить вагоны, но и обслуживать их в течение всего срока эксплуатации – 30 лет. В течение этого срока компания отвечает за техническое состояние эксплуатируемых вагонов и своевременное проведение регламентных работ. Этими работами занимается подразделение ТМХ - ООО «Метровагонмаш-Сервис» в сервисных центрах, расположенных в электродепо Московского метрополитена, куда уходят поезда после окончания «трудового дня».
Сервисный центр – комплексный подход
В день подвижной состав метрополитена проходит ни много - ни мало – в среднем 500 км, в месяц – 15 тыс. км. Чтобы обеспечивать максимальную безопасность пассажирам «подземки», все поезда и вагоны проходят ежедневное обслуживание: уборка и дезинфекция салонов вагонов, замена фильтров в кондиционерах, проверка всего оборудования и систем подвижного состава. Это происходит в сервисных центрах «Метровагонмаш-Сервис», которые работают на базе электродепо Московского метрополитена. Здесь располагаются административно-бытовые корпуса, цеха, мастерские, подсобные помещения, необходимое станочное и стендовое оборудование.
После высадки пассажиров на конечной станции машинист направляет поезд по парковым путям с линии метрополитена в сервисный центр – зону площадью около 30 тыс. кв. м, где могут располагаться до 40 подвижных составов одновременно. Именно здесь специалисты «Метровагонмаш-Сервиса» проводят осмотр подвижного состава. Сотрудники сервисного центра прослушивают поезд, проверяют колесные пары, тяговые электродвигатели, компрессорные агрегаты, все подвагонное оборудование, крепежные элементы. Руководители смены (мастера) принимают к сведению комментарии машиниста как в устной форме, так и в виде записей в специальных журналах, а также снимают показания бортовых самописцев – регистраторов параметров движения поезда, которые фиксируют работу состава на линии. После проверки на подвижной состав подают высокое напряжение – 825В постоянного тока, чтобы окончательно убедиться, что все системы исправны, и поезд может выходить на «работу» согласно своему графику движения.
Круглосуточно работа в сервисных центрах не утихает: днем проводятся регламентные работы по проверке заходящих составов с линии на дневное обслуживание согласно планов ремонта, работы по подготовке составов для работы на линии; поздно вечером и ночью, помимо ремонтного обслуживания, поезда моют.
Регулярная мойка обеспечивает исправность ходовой части поездов, сохранность наружных поверхностей вагонов и их привлекательный внешний вид. Поэтому первым делом в депо после «трудовой смены» поезда моют в специальном автоматизированном комплексе – вагономоечной машине. Здесь на подвижной состав подают воду, наносят моющее средство и с помощью системы вращающихся щеток очищают крыши, торцевые поверхности, окна, двери, переходные площадки, а также ходовые части. После мойки поезда попадают в зону сушки, где вагоны обдувают теплым воздухом и обтирают сухими щетками. Моечно-очистной процесс одного состава занимает 12-15 минут.
Безопасность поездов – результат работы высококвалифицированных сотрудников
Для эффективного обслуживания современного подвижного состава необходимы сотрудники, обладающие соответствующей квалификацией. В «Метровагонмаш-Сервисе» работает около 2000 человек, в каждом сервисном центре – в среднем 150 работников: слесари и электрогазосварщики, электромеханики и электромонтеры, токари и дефектоскописты по магнитному и ультразвуковому контролю и т.д.
Все специалисты – выпускники профильных учебных заведений: для них работа с современными технологическими решениями не требует дополнительной адаптации. Однако в связи с постоянным появлением новых технологий и развитием технологических процессов все сотрудники «Метровагонмаш-Сервиса» проходят дополнительное обучение, курсы по повышению квалификации, участвуют в вебинарах и консультациях совместно с техническими и технологическими подразделениями и отделом развития персонала.
При постановке состава или вагона на обслуживание мастера по видам оборудования распределяют ремонтный персонал исходя из объемов работ, срочности их выполнения. Каждый сотрудник сервисного центра знает свои трудовые обязанности, перечень необходимых работ на вагоне/составе и качественно их выполняет. Обслуживание составов ремонтным персоналом контролируют инженеры сервисного центра. Все работы выполняются согласно требованиям технической и технологической документации.
Электродепо – зона повышенной опасности: постоянное движение подвижных составов, деповские пути , наличие высокого напряжения, работающие грузоподъемные механизмы – работа на таком участке требует строгого соблюдения всех мер безопасности. Поэтому сотрудники «Метровагонмаш-Сервиса» проходят обучение по технике безопасности и охране труда и периодически – аттестацию и проверку знаний по этим дисциплинам.