Найти тему
Валентин Павлов

Ученик Леонардо да Винчи по прозвищу Салаи первый после автора собственник первого портрета "Монна Лиза"

Джан Джокомо Капротти да Орено , прозванный  Салаи -чертёнок ( род.1480 ум. 1524)
Джан Джокомо Капротти да Орено , прозванный Салаи -чертёнок ( род.1480 ум. 1524)

<!-- /* Style Definitions */ p.MsoNormal, li.MsoNormal, div.MsoNormal {mso-style-parent:""; margin:0cm; margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:12.0pt; font-family:"Times N

- 5 -

Судьба портрета «Монна Лиза»

«Монна Лиза» в руках Салаи

Леонардо да Винчи перед бегством в 1500 году из Милана в Венецию через Мантую оставил часть личных вещей на сохранение у отца своего ученика Салаи, башмачника Пьеро ди Джованни, что подтверждают Chell and Sironi , 1992 . На этот раз в 1513 году, собираясь отбыть в Ватикан по приглашению гонфалоньера Святой Папской Церкви Джулиано II Медичи и не имея намерения возвращаться в Милан, Леонардо оставил портрет «Монна Лиза» (на холсте, с колоннами, без фона) на ответственное хранение у своего флорентийского друга Пьеро ди Браччо Мартелли.

С собой в Ватикан Леонардо взял три картины, в том числе законченную «Джоконду». Эти картины он тщательно упаковал и отправил багажом, а сам с четырьмя спутниками верхом на лошадях отправился в Рим 24 сентября 1513 года. Через месяц они предстали перед своим новым покровителем и работодателем - Джулиано II Медичи, братом Папы Римского Льва Х. Устроились хорошо во дворце Бельведеро. Но в вечном городе Риме, наводнённом конкурентами и стукачами, по прошествии двух лет моральная обстановка для Леонардо и его товарищей стала складываться неблагоприятно. Первым захандрил и даже запил Салаи. Ему 36 лет, пришло время вернуться на родину и обзавестись семьёй. Леонардо огорчён предстоящей разлукой, но вынужден согласиться. Он полностью рассчитывается деньгами с Салаи. Кроме этого, Леонардо назвал Салаи адрес друга-хранителя портрета «Монна Лиза» и распорядился взять портрет в подарок «за добрые и приятные услуги» в течение 25 лет с 10-летнего возраста. Возможно, Леонардо написал другу мессиру Пьеро ди Браччо Мартелли соответствующую записку. Переход права собственности на портрет от Леонардо к Салаи не оформлен. В духовном завещании Леонардо от 23 апреля 1518 (1519) года об этом ни слова. Но пишущая братия без основательно хором утверждает, что Леонардо завещал Салаи портрет « Монна Лиза».

В Милане Салаи приступает к строительству собственного дома на ½ площади виноградника, подаренном ему учителем, который в свою очередь получил его в собственность от миланского герцога. Вторая половина виноградника перейдет слуге Батиста де Велланис, согласно завещанию от 23 апреля 1518 г.

Помыкавшись на чужбине, вслед за Салаи осенью 1516 года в Милан возвращаются учитель Леонардо да Винчи, ученик Франческо Мелци и слуга Батиста де Велланис. При встрече Салаи с прибывшим в Милан Леонардо тема нахождения у Салаи портрета «Монна Лиза» не обсуждалась. Один отдал, второй принял и с плеч долой. Художнику достаточно портрета «Джоконда», которым он очень дорожит и не расстаётся ни днём, ни ночью. К тому же, Леонардо в том же составе торопится до снегопада покинуть Милан и выехать в Амбуаз (900 кмчерез Альпы) по приглашению короля Франции Франциска I Валуа (1494-1547), которое Леонардо получил в Болоньи.

Надо полагать, что Салаи, начав строительство дома в 1517 году, через 6 лет его построил. 14 июля 1523 года 43-летний Салаи женится на девице Калдироли Бьянке де Анноно. Неизвестно чем не угодила молодая жена, но Салаи в своём духовном завещании всё своё имущество, включая портрет «Монна Лиза», завещает двум сёстрам. Возможно для того, чтобы у них были средства для приданого, имеющего существенное значение при замужестве. При составлении списка завещаемых предметов, Салаи назвал портрет полным итальянским именем: Ritratto di Monna Lisa del Giocondo , а нотариус для краткости записал Giocondo . В действительности это был оригинальный портрет «Монна Лиза», выполненный Леонардо да Винчи на холсте размером 84,5см х 64,5 см против его же «Джоконды», написанной позже на деревянном планшете размером 76,8 см х53 см. На основании необъективной записи нотариуса многие стали вещать: «Лиза» это «Джоконда» «подтверждено документально в 1525 году». На самом деле «Джоконда» со 2 мая 1519 года находится в Фонтенбло в «бане» короля Франциска 1 Валуа. «Баней» называлось помещение, где не только занимались любовными играми, но и принимались послы других государств.

Через 6 медовых месяцев 19 января 1524 года Салаи скончался от полученных ран. Называют много причин: драка, дуэль…застрелен из ружья, арбалета. Мы не исключаем заказное убийство. Что заставило Салаи написать завещание в 43 года? Рановато вроде бы. Наше воображение рисует ответ. О том, что у Салаи находится очень дорогой портрет «Монна Лиза» кисти прославленного Леонардо да Винчи знали многие. «Шила в мешке не утаишь». Например, историк Джорджо Вазари видел в доме Салаи портрет «Монна Лиза» с колоннами, с бровями, с ресницами и сочно отозвался об этом портрете в своих «Жизнеописаниях…». Многие, не разобравшись какой именно портрет описывает Вазари, стали язвить по поводу несоответствия описания Вазари Луврской «Джоконде». Конечно, Вазари не безупречный исторический источник. Но в данном случае мы уверены, что славный Джорджо Вазари дал точное описание не Луврского портрета «Джоконда», созданного в 1505-1513 году. Родившемуся в 1511 году Вазари тогда было 2 года. Однозначно Вазари добросовестно и объективно описал увиденный в доме Салаи первый портрет «Монна Лиза», созданный в 1503-1505 году. Таким образом, упрекать его в некорректности - нет основания. Электорат зациклился на одном Луврском портрете, а их у Леонардо да Винчи два.

Салаи выпивал. Его посещали друзья-товарищи. Произошла утечка информации, что Салаи хранит «жар-птицу». Затем заинтересованные лица внесли предложение продать им портрет за небольшие деньги. Салаи отказывается - картина дорога ему как память о Леонардо да Винчи, кроме того он знает истинную цену шедевру. В 1517-1519 годах он продал несколько картин, своих и учителя, в королевский замок Блуа за хорошие деньги и истратил на строительство дома.

Салаи реально чувствует угрозу своей жизни и составляет завещание. Настырные арт-дилеры барыги убирают несговорчивого Салаи и после его смерти переключаются на сестёр.

Через полгода после насильственной смерти Салаи нотариус выдал сёстрам свидетельство о праве на владение унаследованным имуществом, включая по бумагам картину «Джоконда», а по сути – портрет «Монна Лиза». Барыги «не мытьём, так катаньем» дожали сестёр, и они продали им ценную вещь за бесценок.