В Краснодарском крае, в 25-ти километрах от города Крымска, вдоль берега Варнавинского водохранилища протянулись улицы хутора Евсеевского.
Первые дома Евсеевского появились в начале прошлого века на берегу реки Сухой Аушедз. Сейчас река впадает в Варнавинское водохранилище, а на территории хутора проходит небольшой канал Сухой Аушедз.
Водохранилище было построено в 60-е годы прошлого века и окончательно заполнилось водой в 1971 году. Это великолепное место для отдыха, рыбалки, охоты в экологически чистом уединённом месте. Летом здесь можно позагорать и покататься на лодке.
В СССР самые обеспеченные граждане страны жили в нефтедобывающих, аграрных, промышленных районах страны и на море ездили в лечебный отпуск. Жить у моря, где не было никаких крупных предприятий и высоких заработков, никто и не думал. Черноморские курорты в СССР развивались за счёт того, что заводы, фабрики, колхозы и совхозы строили там свои базы отдыха, санатории и пансионаты.
В советское время Евсеевский относился к благополучным зажиточным поселениям. Здесь до сих пор сохранилась довольно развитая инфраструктура для такого небольшого хутора. На его территории работают школа, клуб, библиотека, медпункт, магазины, есть небольшой благоустроенный парк с футбольным полем.
В 90-е годы прошлого века. Все предприятия были разорены и переделены между новыми господами, пришедшими к власти. Государственные базы отдыха у моря перешли в частные руки. Вся страна превратилась в рынок, все трудящиеся люди стали спекулянтами, а жители населённых пунктов у Чёрного моря вмиг стали отельерами. Многие россияне устремились в приморские города и посёлки в надежде сделать там небольшой бизнес. Всем казалось, что зарабатывать на туристах это очень просто. Для такой категории граждан морское побережье превратилось из места отдыха в место адского труда.
Как живут и чем зарабатывают местные жители на Черноморском побережье сейчас известно всем. А что стало с сельскими поселениями мало кто знает.
Например, жители Евсеевского пережили период деградации российского сельского хозяйства. Хутор не исчез с карты нашего края и постепенно приспособился к новым реалиям.
Научно-технический прогресс активно проник в современный сельскохозяйственный сектор экономики. Раньше в нём требовалось большое количество рабочих рук, сегодня всё механизировано. Поэтому количество вакансий в частных агрофирмах стало меньше в десятки раз.
В связи с этим, жители хутора Евсеевского разделились на несколько категорий. Одни, быстро оценив свои желания и возможности, продали дома, переехали в крупные города где нашли работу.
Другие, люди с крепкой крестьянской жилкой, остались жить в Евсеевском. Выкупили землю, технику и занялись выращиванием сельскохозяйственной продукции, животноводством, построили или отремонтировали свои дома. Сто лет назад таких раскулачивали - сейчас они "соль" Кубанской земли.
Оставшиеся в хуторе пенсионеры тоже не дремлют в ожидании конца жизни. Они держат небольшое хозяйство, теплицы, огороды. Их домики крепкие и ухоженные.
Здесь мягкий климат и в садах за заборами я увидела кроме привычных яблонь, слив и вишен, инжировые деревья, кусты фундука, виноградные лозы и некоторые вечнозелёные южные растения.
Говорят, что в Евсеевском были спившиеся личности, неспособные ни на что. Но в 2017 году хутор посетила программа "Битва экстрасенсов" к организатором которой обратились селяне с просьбой остановить смерти мужчин трудоспособного возраста.
Один из участников "битвы", Константин Гецати, обследовав хутор, Варнавинское водохранилище, леса и поля окружающие Евсеевский, сказал, что местность здесь благоприятна для жизни и с её энергетикой всё в порядке.
А вот некоторым хуторянам он посоветовал отказаться от желания "приложиться к бутылке". Не знаю - последовали советам мудрого человека люди или нет, но гуляя по улицам Евсеевского я никого в нетрезвом состоянии не увидела.
В последнее десятилетие в хуторах появилась новая интересная категория людей - дачники. Это горожане, которые замещают уезжающую молодежь и безработных.
Переезжают они сюда не работать, а отдыхать. Специально ищут отдалённые от предприятий поселения, где домовладения с большими участками стоят недорого. Выкупают их, строятся или реконструируют старые дома. Численность таких жителей постепенно увеличивается.
К категории таких сельских "дачников" отношусь и я. Никогда в жизни у меня не возникало желания жить на берегу Чёрного моря. Когда родители возили меня на курорты - я уставала от жары, шума и толкотни летних Сочи, Анапы и Геленджика.
А приезжая к дедушке в хутор всегда отдыхала в прохладе каменного дома, укрытого от солнца ветвями старых яблонь и грецкого ореха. Утром завтракала за длинным столом в тени беседки увитой виноградом. Вечерами плавала с дедушкой на лодке по озеру, помогая расставлять сети, чтобы утром вытащить их полными рыбы.
Для меня жизнь в тихом поселении у водохранилища или озера - отдых, а жизнь у Чёрного моря - работа.
Может кто-то и не согласится со мной, но это моё понимание мира. До сих пор я в тайне лелею мечту - переехать в тихий хутор. Ведь только в таких местах я чувствую как проста и прекрасна жизнь.