В Перми ресторан McDonald’s объявил нешуточную войну местному кафе «Wаурма». Пермское УФАС защитило американскую компанию от недобросовестной конкуренции со стороны заведений по продаже шаурмы в селе Култаево и в краевом центре, выступив против использования ими товарного знака, схожего с символикой американской корпорации.
Как сообщает пресс-служба краевого управления ФАС, в ведомство поступили заявления о недобросовестной конкуренции со стороны заведений общественного питания «Wаурма», расположенных в селе Култаево, Дзержинском и Мотовилихинском районах Перми, которые использовали в своих обозначениях товарный знак компании «McDonald’s».
Речь идёт о товарном знаке в виде изображения стилизованной заглавной буквы «М» с закруглёнными вершинами и пересекающего её по нижней трети слова «McDonald’s», правообладателем которого является McDonald’s Corporation.
В соответствии с Гражданским кодексом РФ, товарный знак является интеллектуальной собственностью и служит средством индивидуализации товаров юридических лиц и предприятий, которым принадлежит исключительное право его использования. Законодательство запрещает использование без разрешения правообладателя сходных с его товарным знаком обозначений товаров других организаций, чтобы избежать смешения наименований, поскольку товарный знак, как средство выделения конкретного производителя, помогает потребителям выбрать товар определённого продавца при наличии однородных товаров на рынке.
Буква раздора
В России этот товарный знак имеет право использовать ЗАО «Москва - Макдоналдс», а в Прикамье - ООО «Региональная сеть предприятий питания» (ООО «СПП») на основании договора коммерческой концессии, заключённого между ООО «СПП» и ЗАО «Москва - Макдоналдс».
«Пермское УФАС России полагает, что ИП осуществляют деятельность на рынке организаций общественного питания с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности другого лица. Такие действия имеют признаки недобросовестной конкуренции, поскольку противоречат действующему законодательству, направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности и могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам, добросовестно осуществляющим деятельность на указанном товарном рынке»,— пояснила начальник отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией Пермского УФАС России Мария Герасимова.
В отношении предпринимателей, использующих товарный знак «McDonald’s», возбуждены дела по признакам нарушения закона о защите конкуренции. Рассмотрение резонансных дел назначено на 7 апреля.
Владельцы сети «Wаурма» в свою очередь сообщили, что каких-либо уведомлений в их адрес не приходило, и они ничего не знают о возбуждении дела. Кафе, реализующие шаурму, настолько уверено себя чувствуют в столице Пермского края, что в конфликтные ситуации попадают с завидной регулярностью.
Например, не столь давно пермская епархия обратилась в полицию по поводу рекламы шаурмы, которая, по их мнению, оскорбляла чувства верующих. В рекламном посте «Шаурма не за горами» было использовано изображение девушки с нимбом над головой в виде крылышек из шаурмы. Картинка сопровождалась надписью про «ПП-мученицу».
Владелица кафе и автор рекламы - находчивая предпринимательница Вероника Бурдина - сообщила, что не ожидала такой реакции и резонанса, потому как не собиралась оскорблять чьи-либо чувства. «Плохих целей я не преследовала, я даже в Википедии посмотрела, что слово «божественный» - то же самое, что и «прекрасный», «удивительный», «великолепный». Что касается именно христианства, то в рекламе нет никаких прямых признаков и доказательств того, что речь идёт именно о нём. Тем более, там ясно, что словом «божественный» мы гиперболизировали слово «хороший», - указывала Бурдина. Между тем, рекламу пришлось удалить.
Новое разбирательство с участием сети американских ресторанов рискует оказаться ещё куда более скандальным.