Дух уныния – дух упадничества, пессимизма, отсутствия вдохновения, смысла, желаний созидательных и сил творческих. Человек не верит в свои, Богом данные силы и не видит возможностей жизни. Считает себя пропащим по жизни, а не споткнувшимся, в каких-то ее перипетиях, которому стоит встать, возродиться (иногда основательно) и двигаться дальше.
От такого упаднического, расслабляющего духа просит святой Ефрем Сирин Бога избавить его в великопостной молитве. Просит глубоко и слезно.
Христианству, как говорит святитель Лука Крымский, не свойственен дух уныния по сути своей, он чужд ему, он залетный.
И задает такой вопрос:
«..человек с упадком духа может ли обладать силой духовной, бодростью духовной, необходимыми для того, чтобы идти по узкому пути, неутомимо борясь с бесами?» (Святитель Лука (Войно-Ясенецкий). Об унынии. Толкование на молитву святого Ефрема Сирина)
И отвечает:
« Конечно, нет ».
Христианству свойственен другой дух - бодрости, энергии, силы воли, силы характера . Христианство это религия воскресения человека и жизни его созидательной. И сам святитель показывал это в делах жизни своей земной.
Апостол Павел, в Послании к Галатам, говорит:
"Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. (посл. к Галатам 5:22-23)".
«Подлинный дух, сущность христианства, - говорит святитель Лука - вовсе не уныние, а праведность, мирная радость о Духе Святом».
«Мысли христианина сосредоточены на вечном, на Царстве Божьем, обращении к Господу Иисусу Христу, поэтому он всегда серьезен и задумчив» - подчеркивает он.
Есть и другое, более совершенное состояние души христианской, которое стоит стяжать – наполненность сердца пасхальной радостью. Многие святые, особо светились ей, нося в сердце всегда, отгоняя духов уныния от тысяч людей рядом. Не сразу такое состояние сердца достигается, очищать сердце стоит покаянием, молитвой и наполнением духом Божьим. Но такой цели стоят духовные труды человека.
Святые люди, хоть и вели жизнь Богоугодную, и то нередко впадали в уныние.
Но они хорошо понимали, что именно с ними происходит. Они разумели, что их одолевает именно этот упаднический дух - уныния. И они не лелеяли его в себе, не оправдывали себя, а гнали дух уныния прочь.
Отчего людей охватывает дух уныния?
5 источников уныния указывает святитель Лука Крымский:
1. Человек достигает высоких достижений и начинает мнить о себе, Божия благодать его оставляет.
Стоит заметить, что такое явление наступает как в духовной, так и в мирской жизни.
Стал человек успешным, возомнил о себе лишнее, и дух уныния сразу же приходит в душу. Достиг каких-то успехов в жизни духовной (молитвах, постах, бдениях) и возгордился. Приходит уныние и расхищается благодать Божья.
Стоит, зная это, спокойно в сердце своем относиться к успехам и достижениям, и не превозносится ими перед собой и другими, чтобы не расхищаться в благодати. Учиться смирению, как спокойному отношению и к победам, и поражениям в жизни, как мирской, так и духовной.
2.Последствия праздной жизни приводят к унынию.
Человек расслабляется, не ставит и не достигает цели в духовной и обычной жизни, не старается, не ищет - и в двери его души стучит уныние. Возникает вакуум души, пустота.
Праздность – мать уныния. Так ее называет святитель Лука Крымский.
Стоит понимать мотивы сердца, ставить новые цели, как в духовной, так и в обычной жизни, искать, осваивать новое, идти вперед.
Великих подвижников направляет Бог. Обычный христианин волевым усилием ставит цели и берется за трудности, помня, что "Царство Божье силой берется". Хуже, впасть в уныние и пассивно ждать, когда Бог подвигнет тебя Сам. Человек ждет Бога, Бог человека и ничего не происходит. Стоит человеку делать шаги и Бог, увидя их, поможет.
3. Пессимизм как черта характера.
Есть люди, у которых доминанта сознания (выражение академика А.А. Ухтомского, о котором были статьи на канале) всегда сконцентрирована на плохом.
Об этой черте говорит и преп. Паисий Святогорец в притче о мухе и пчеле: пчела всегда летит на мед, муха на грязь (об этом тоже есть статья на канале).
Происходит какое-то непонятное событие, возникает неопределенность. Человек, склонный к пессимизму, обязательно в сердце своем предполагает, что все будет плохо и очень плохо. В сердце живет дух этот. Оттуда и надо его изгонять.
В преломлении к земной жизни, на языке бизнеса, это звучит как больше видит риски, чем возможности, перестраховывается всесторонне, и не рискует никогда.
В научных исследованиях по психологии замечено, что люди, находящиеся в праздном состоянии духа (безмерном веселии и беззаботности) блокируют логику, а в подавленном (уныние) - интуицию. Интуиция - это то, что позволяет человеку обнаруживать скрытые возможности жизни (Психология общих способностей. проф. В.Н. Дружинин)
Святитель Лука замечает:
«Если склонен человек замечать в жизни только темное, только дурное, овладевающее им уныние все возрастает, доходит до того, что человек не видит ничего доброго » (там же)
«Держи ум во аде» - сказал Бог св. Силуану Афонскому, пришедшему в отчаяние – «и не отчаивайся» (потому что Бог рядом, Он милостив и Он спасет).
Пессимист все внимание переносит на первую часть и целиком уходит в ад мыслей, варясь в них как в котле заживо. Он дословно воспринимает смысл первой части, упуская вторую. Стоит больше вникать в смысл второй части и всего этого выражения: не отчаивайся, уповай на Бога, считая Его Владыкой жизни и действуй в согласии с Ним.
4. Горести жизни.
Трагедии, потери, которые происходят в жизни. У кого только они не случаются. Но одни выходят из них, а другие постоянно носят в памяти.
"То, что не убивает нас - делает сильней".
Сам святитель Лука пережил великую трагедию в жизни в 1919, потерю в юности своей горячо любимой супруги - Анны. Но он не стал жить на ее могиле, не стал убивать себя. А думал, как встретится с ней в будущем на Небесах. А пока послужит Богу и людям здесь. Раз ему дана земная жизнь.
«Если сосредоточиться не на темном, а на светлом, не на тленном, а на вечном, – дух уныния уйдет » - говорит святитель Лука (там же).
5. Тяжелые болезни.
Они могут приводить в глубокое уныние. Но этого не стоит допускать.
Как болел святой Порфирий Кавсокаливит в завершении земной жизни? Но он не только не переживал и не раздражался о своей болезни, но еще и людей принимал, и утешал их. Сам весь больной, а другого утешает. Вот дух бодрости, противоположный унынию.
Св. преп. Амвросий Оптинский был очень болезненным человеком, но из всех оптинских старцев более всего умел утешить, ободрить, пошутить умело, что людям с ним становилось хорошо, уныние уходило.
И примеров немало.
Средства против уныния, о которых говорит святитель Лука Крымский:
- Не сосредотачиваться на том, что вызывает уныние, а наоборот, на Боге, на Свете, на лучшем.
- Прибегать к молитве, в том числе и святого Ефрема Сирина. Она очень созидательна и гонит дух уныния на корню.
- Хорошо помогает богослужение, побыть на богослужении. Богослужение, как особое искусство, песнопение, пение акафистов, слушание акафистов в хорошем исполнении, воздействует сразу на сердце. А дух уныния живет именно в нем, оттуда его надо изгонять.
- Хорошо помогает глубокая исповедь об одолевающем духе унынии в сердце и просьба к Богу избавить от него именно в сердце. От Святых Таинств Христовых - исповеди и причастия - к которым человек подходит честно, глубоко осмысленно - бежит тьма и духи худые.