Раз в несколько лет кто-то объявляет, что симфония умерла, потому что не может более развиваться. И все-таки симфония - одно из величайших достижений западной музыкальной культуры. Она все еще бросает вызов композиторам, и они пытаются вдохнуть новую жизнь в традиционную форму.
Наиболее яркими мастерами, работающими в этом жанре, сегодня являются немец Ханс Вернер Хенце и англичанин Михаэль Типпетт. Слово «симфония» произошло от древнегреческого слова, означавшего «благозвучное сочетание тонов». Иначе говоря, симфонией может быть звучание любой комбинации нескольких инструментов. В 1920 году Стравинский вновь обратился к старому пониманию симфонии, написав свои симфонии для духовых инструментов в память о Дебюсси.
Но привычная для нас симфония развилась из оркестровой увертюры XVIII века, которая разделялась на 3 части: быстрая, медленная, быстрая. Популярности такой формы прежде всего способствовал один из лучших оркестров того времени — «Мангейм» под руководством дирижера Я. Стамица. В конце XVIII века симфония пришла к форме, которую мы называем классической. В ней различают 4 части: быструю, как правило, самую сложную, иногда сопровождающуюся медленным вступлением; медленную, лирическую или трагическую по настроению; танцевальную (менуэт); легкий быстрый финал. Гайдн и Моцарт создавали свои симфонии именно по этому принципу.
Преобразовал его в конце XVIII столетия Бетховен. Классическая симфония обычно длится от 15 до 20 минут. Именно такой продолжительности были «Лондонские симфонии» Гайдна и страстная Симфония № 40 Моцарта. Вторая симфония
Бетховена длилась уже тридцать минут. А Третья - «Героическая», написанная в 1803 году, — почти что час. В качестве медленной части и окончаний выступал «Похоронный марш» с большим количеством вариаций. В Девятой, и последней, симфонии Бетховен использовал в заключительной триумфальной части хор, исполнивший оду Ф. Шиллера «К радости», так как посчитал, что оркестр сам по себе не способен передать его идеи. Удлинение и усложнение симфоний убавляло желание композиторов работать в этом жанре. Гайдн написал 104 симфонии, Моцарт - сорок одну, но уже после Бетховена композиторы находили слишком сложным, если не невозможным, написать более чем 9 симфоний.
Брамс так благоговел перед Бетховеном, что написал свою первую симфонию только в 43 года, да и то лишь потому, что его современники ждали от него создания «10-й бетховенской симфонии». Он сочинил всего лишь 4 симфонии, так же, как и Шуман. Берлиоз совершил поразительный скачок вперед, соединив музыку с литературой в своей «Фантастической симфонии». Это был шаг от симфонии к симфонической поэме. Мастером этого жанра считался Рихард
Штраус. В его симфонической поэме «Так говорил Заратустра» интерпретировалась идея сверхчеловека великого немецкого философа Фридриха Ницше. Американский кинорежиссер Стенли Кубрик использовал вступительные такты к последнему произведению в своем замечательном фильме «2001», сделав их таким образом широко известными. Три симфонических наброска Дебюсси «Море» стоят на перекрестке симфонической поэмы и симфонии.
Во времена Малера симфония достигла наибольшей своей полноты как по продолжительности, так и по количеству используемых инструментов. Как правило, симфонии Малера длились более часа. Его Восьмая симфония, написанная для нескольких солистов, двойного хора, хора мальчиков и оркестра, была названа «симфонией тысячи участников». В противовес такой тенденции финский композитор Сибелиус сузил симфонию. В его Седьмой симфонии, написанной в 1824 году, 4 традиционные части слились в единое целое.
Примером для него послужили не австрийские и немецкие композиторы, а великий новатор технических приемов Чайковский. Его оригинальность особенно проявилась в Шестой «Патетической» симфонии: вторая часть написана в пятиударном такте, окончание очень медленное и грустное, а не триумфальное, как прежде. Позднее эта тенденция получила свое развитие. «Симфония псалмов» Стравинского и «Весенняя симфония» Бриттена являются, по существу, хоральными произведениями. Шостакович в своих симфониях - «Ленинградской» и «Тринадцатой» — использовал поэзию Евгения Евтушенко.
Однако, несмотря на весь этот опыт, многие композиторы работают в традиционной манере. Питер Дэйвис в своих четырех симфониях вернулся к старой четырехчастной композиции. Вопреки всем пророчествам, жанр симфонии по-прежнему пользуется популярностью у композиторов.
Симфонические стили
Классическая симфония достигла совершенной формы в 104 симфониях Йозефа Гайдна, которого часто называют отцом симфонии. Гёте (в основном заголовке) был одним из ведущих поэтов классицизма. Время, проведенное им в Риме (1786-1788), было отмечено переходом от классицизма к романтизму. Так, Гектор Берлиоз отошел от классических форм, создав «программную», или «сюжетную музыку». Любовь, которую он испытал к Гарриет Смитсон (внизу), увиденную им в Париже в 1827 году, вдохновила его на написание «Фантастической симфонии».Произведение Берлиоза отражает то лихорадочное душевное состояние, в котором он оказался после того, как увидел Смитсон в роли Офелии и
Джульетты. Композитор не находил себе покоя, бродил по Парижу и его предместьям, не хотел ни есть, ни пить.
В результате родилась симфония, причудливым образом соединившая в себе мечту и реальность. Впервые исполненная в 1830 году, она рассказывает о молодом музыканте, пытавшемся в отчаянии от безнадежной любви отравиться опиумом. Наркотик не убивает его, а лишь погружает в глубокий сон, полный необычных видений. Берлиоз воплощает чувства и мысли молодого человека в музыке.
Тема влюбленных не сходила теперь с уст бомонда, и вот как это показал художник Айртон. В 1833 году Гектор Берлиоз и Гарриет обвенчались, но брак их не был счастливым. Будучи далеко не идеальной супругой, Гарриет становилась все более ревнивой, а в конце концов начала пить. Они расстались в 1840 году. Гарриет умерла в 1854 году — одинокая и прикованная к постели.