Реставрация икон – дело не простое. Ты должен быть и художником иконописцем, и ремесленником, и иметь представление о составах жидкостей и материалов, с которыми тебе приходится иметь дело.
Ну, а как иначе? А иначе, вот так!
Берутся горе-реставраторы «поновить иконку», а в результате потом приходится вскрывать замурзанный образ чем только это возможно!
Вот и этот образок, вроде бы не большой – 13х17, а возни было как с храмовой иконой!
Это ж надо! И нитро краской малевали, и гуашью, и это бы ничего! Но пластилином то зачем убивать образ? И все это в вперемежку как слоеный пирог.
Короче, чем только не оттирала:
- водичкой омывала;
- нитро растворителями по тихонечку оттирала;
- уайт спиритом отчищала!
До тех пор, пока иконка не задышала!
А когда продышалась и проветрилась,тогда и за дело:
- края нарастить стружечкой;
- проклеить поднявшийся и отстающий красочный слой;
- паволоку восстановить (в нашем случае – бумажную прокладку на доску, в дорогих использовали ткань)
- а потом слой за слоем тонкими лессировками наращивать левкас (меловое покрытие на клею)
Следующий этап – подготовка к восстановлению утраченной живописи. Писалась икона темперой и в начале накладывается первый тонкий слой краски, за тем наращивается цвет. Высветляется на бликах и затемняется в тенюшках.
Ну, а когда все проделано – приходит время легко пройтись олифой, чтобы соединить все части.
Старые иконы необходимо оставлять, по возможности, с минимальными записями и поновлениями. В особенности – лики. Не ты писал, не тебе править! Можно только облагородить, чтобы люди могли молиться и укрепить по возможности, во избежании дальнейшего разрушения. А самое правильное одеть ее в киот. Так перепады температуры и в влажности будут минимальные.