В седьмой части материала о спецтехнике для трамвайных хозяйств речь пойдет о грузовых вагонах производства Ленинградского ВАРЗ и их первых "версий" производства завода "Красный Путиловец" (ныне Кировский завод).
Первые грузовые моторные платформы были переделаны из пассажирских вагонов и выпущены в 1923 году центральными вагоноремонтными мастерскими в связи с нехваткой грузового ПС и сильным развитием грузовых перевозок трамваем. Позднее с 1925 по 1927 годы грузовые вагоны строил завод "Красный Путиловец". Они получили наименование модели ГМ (Грузовой Моторный). Моторные и прицепные грузовые платформы, построенные заводом "Красный путиловец" - безтележечные (на свободных осях). Моторные и грузовые платформы были оборудованы колесно-колодочным тормозом с воздушным и ручным приводом. На моторных грузовых вагонах были установлены тяговые двигатели фирмы "Вестингауз", а остальное электрическое и воздушное оборудование было отечественного производства.
Кстати, в первой партии пассажирских вагонов было 10 моторных вагонов на тележках Беккера. Они очень не понравились эксплуатационникам (правда, от тележек нюренбергского типа остальных вагонов первой очереди они тоже не были в восторге). Вот эти 10 вагонов и пошли первыми в переделку в грузовые вагоны. В книге к 50-летию ленинградского трамвая есть фотография одного из этих вагонов, переделанного в почтовый, а остальные 9 стали моторными грузовыми платформами. Работали они, скорее всего, недолго из-за своей ходовой части.
На рубеже 1930-х - 1940-х годов 20 моторных и 60 прицепных платформ построил вагоноремонтный завод Ленинградского трамвая (позднее ПТМЗ). Все моторные и прицепные грузовые платформы строились двухосными, безтележечными (на свободных осях). Моторные грузовые платформы (получившие обозначение ГМу - Грузовой Моторный усиленный) оборудовались колесно-колодочным тормозом с воздушным и ручным приводом. Прицепные платформы грузоподъемностью 10 т не имели воздушнотормозного оборудования, а прицепные платформы грузоподъемностью 12 т были оборудованы дисковым (клещевым) тормозом с воздушным приводом. На всех моторных грузовых платформах, построенных в этот период, устанавливались тяговые двигатели и контроллеры, снятые с пассажирских вагонов. Электрическое, а также воздушное оборудование было отечественного производства.
В 1947-1948 годах все электрическое силовое оборудование грузовых моторных платформ было заменено. Вместо тяговых двигателей "Вестингауз" были установлены капитально отремонтированные тяговые двигатели ПТ-35, снятые с пассажирских трамвайных вагонов, а также менялось оборудование. С 1953 года трамвайные грузовые прицепные платформы при капитальном ремонте оборудуются дисковым (клещевым) тормозом с воздушным приводом. Грузовые платформы, следующие в хвосте поезда, оборудованы будкой для проводника, в которой установлена колонка ручного привода тормоза.
Все моторные грузовые вагоны имели две кабины. Изначально кабины имели округлые деревянные маски, обшитые стальными листами и имели одну фару. При проведении капитальных или аварийных ремонтов маски менялись на цельнометаллические "рубленного" вида с двумя фарами.
Наиболее знаменита данная модель вагонов по к/ф "Брат", в котором снимался вагон ГМ №Г-15, а вагон ГМ №Г-44 снимался в к/ф "Невероятные приключения итальянцев в России". Также вагоны ГМ/ГМу снимались и в других фильмах производства СССР.
Канал "ПАНТОГРАФ". Фото с сайта Городской электротранспорт, материал и фото подготовлены группой ВК "Все о транспорте".
Ваши предложения, материалы, фотографии для публикации Вы можете присылать по адресу электронной почты: pantografkanal@yandex.ru
Другие материалы канала по теме городского транспорта:
Спецтехника для трамвайных хозяйств. Часть 5. И вновь снегоочистители
Китайцы не перестают удивлять. Трамвай в аэропорту
Единственные коломенские трамваи-«гармошки»