В любом обществе людей рано или поздно возникают различные конфликты. Какие-то затухают, едва загоревшись, какие-то тлеют в течение длительного времени. Какие-то потушить не представляется возможным, а какие-то изживают сами себя или стороны конфликта находят выход или консенсус.
Возникновение конфликтов и скандалов не могло обойти стороной и индийское кино. Большинство индийцев - народ вспыльчивый, они могут разозлиться по любому поводу. И даже если кто-то из них является медийной личностью, то от выражения своего противоречивого и яростного мнения их это не остановит.
Но сегодня, в этой статье я попытаюсь понять, насколько оправдано возникновение скандалов, какие у них бывают формы, какое влияние эти конфликтные ситуации, достигшие своего апогея, имеют на саму индустрию индийского кино.
Важное уточнение номер один: в данной статье представлено исключительно моё личное мнение. Истиной в последней инстанции я определённо не являюсь, следовательно, у моих читателей должно быть критическое мышление, чтобы сделать выводы на основании той информации, что предоставила я. Если вы со мной согласны - чудесно, мне приятно, что кто-то ещё так думает. Если кто-то не согласен - это тоже хорошо, не должно быть двух одинаковых мнений.
Важное уточнение номер два: спойлеров по фильмам не будет))))
Важное уточнение номер три: далеко не все представленные в этой статье актёры и актрисы находятся в списке моих любимчиков или тех, к кому я испытываю не позитивные чувства. Но постараюсь удержаться от субъективности и адекватно оценивать связанные с ними конфликты.
Ну что, поехали?
Итак, скандал. Что же это такое? В большинстве словарей скандалом называют происшествие, которое негативно отражается на его основных участниках, получает широкое освещение на публике, бывает связан с преступлениями, аморальными поступками или чем-то, что позорит участников.
Также скандал - это конфликт, который не был решён и набрал слишком крутые обороты. Допустим, у нас есть негативная ситуация с двумя противоборствующими сторонами. Если они приходят к какому-то итогу, если находят решение и конфликт решают, обычно это остаётся только между ними. Но когда конфликт придаётся широкой огласке, когда какая-то из сторон не собирается идти на контакт и решать его - тогда и проявляется скандал.
К сожалению, скандалы имеют место быть и в культурной сфере, к которой и относится киноиндустрия. Казалось бы, ну какие могут быть ссоры между актёрами, ведь фильмов в той же Индии снимается великое множество. Не сыграл в одном, так в другом сыграешь. Но нет, киноиндустрия никогда не была и не будет идеальным обществом, где не будет никаких ссор и раздражений. По сути, весь этот кино-бомонд - общество, находящееся в культурной сфере страны. А в любом обществе, как я говорила выше, возникают конфликты.
Рассматривать конфликты мы не будем - уж очень небольшой у них формат, получается, лучше уделим время тому, что вырастает из конфликтной ситуации, если её не решать.
А именно - изучим формы скандалов.
Форма № 1 - Религиозный или исторический скандал.
В Индии, по большей части, живут глубоко религиозные люди, исповедующие различные религии. Но чаще всего - индуизм, ислам, буддизм и христианство. Религия представляет достаточно обширное поле для фантазии режиссёров и сценаристов, нередко берущих за основу своих проектов темы, которые касаются непосредственно веры человека в Бога.
Причём в индийском кино наблюдается интересная вещь - представитель одной религиозной конфессии может спокойно играть представителя другой! Сколько раз в фильмах Митхун Чакраборти совершал намаз, будучи в реальности приверженцем индуизма. Или мусульманин Шахрукх, который часто играл индуиста. Особых конфликтов на эту тему лично я не встречала, в Индии к этому более-менее терпимо относятся, главное, чтобы религиозный ритуал выглядел достоверно.
Однако попытки некоторых режиссёров и сценаристов затрагивать в своих картинах именно религиозные темы, встречаются с реальным сопротивлением публики. Кто активно следил за фильмом "Пи Кей" с Амиром Кханом, наверняка помнит те страсти, которые взбудоражили Индию.
При всём этом в фильме не было какой-то определённой цели насмехаться над религией. Авторы стремились показать духовный кризис в родной стране, в которой на первое место выходят деньги, а не традиционные ценности. В реальности многие люди на Боге по сути зарабатывают, но на вопрос, где он сам, ответить не могут.
Изображение, по сути, было скорее сатирическим, чем издевательским, но консервативные индийцы не оценили. В "Пи Кее" увидели то, чего в нём не было - насмешку над духовностью, которой столь славится Индия!
Попытки объяснить активистам, что картина представляет собой скорее весёлую историю с философским подтекстом, спровоцировали обвинения в разжигании религиозной розни, оскорблении чувств верующих, даже потаканию терроризму.
С моей субъективной, зрительской точки зрения в фильме нет ничего, что может выступать как насмешка над религией. Да, в нём есть кое-какие интересные мысли, которые заставляют задумываться. Такое же сопротивление, кстати, встретили создатели голливудского фильма "Догма", в котором также затрагивались религиозные вопросы в формате чёрного юмора.
И что же тогда является настоящей причиной разжигания религиозного скандала? А вы осмотритесь вокруг. Как все пытаются быть друг для друга толерантными, не обижать чужую культуру и верования, но по факту выискивают проблемы там, где их нет. В последние несколько лет широкое распространение получила так называемая проблема апроприации (присвоения себе чужих расовых и культурных особенностей), насмехательства над религиозными учениями, борьба за права меньшинств. Проблема в том, что большая часть общества наоборот не обижается на якобы попытки апроприировать чужие особенности культуры и религии, а наоборот - относятся достаточно адекватно. А вот меньшая часть общества якобы храбро бросается на защиту всего подряд. Те же приверженцы традиционных ценностей немножечко упускают из виду, что общество развивается, на него влияют многие факторы. Если раньше культура Индии была достаточно закрытой, то сейчас на то же кино очень сильно влияют различные веяния с Запада. Раньше было неприлично показывать однополую любовь, зато теперь она едва ли не пропагандируется. Ни у кого больше не вызывает вопросов разница в возрасте между влюблёнными, а ведь ещё лет 10-15 назад это в фильмах как-то порицалось.
Впрочем, сильно углубляться в религиозные скандалы я не буду - иначе статья будет гигантской. Так как в названии первой формы есть ещё и слово "исторический", то, пожалуй, мы уделим время и ему тоже.
Санджай Лила Бхансали, работая над тремя своими кассовыми и весьма хорошими картинами - "Рам и Лила", "Баджирао и Мастани" и "Падмавати", - столкнулся с сильнейшим неодобрением со стороны некоторых активистов. Истории, представленные в фильмах, были достаточно известными и горячо любимыми, потому попытки режиссёра показать своё видение встретили практически в штыки.
Шекспировская трагедия про двух юных представителей враждующих семей, которые друг друга полюбили, но вместе долго и счастливо быть не смогли, потому что вражда - в Индии она трансформировалась в историю о Раме и Лиле. Вот только у Бхансали это были не юные герой и героиня, которые восторженно вздыхают от любви и страдают, а вполне взрослые и уверенные в себе персонажи. Впрочем, внедрение шекспировско-индийской версии "Ромео и Джульетты" в современные реалии оказалось не по нраву некоторым представителям индийского общества. Да и не только им. Тот факт, что Рам и Лила, простите, целуются взасос, да так страстно, что впору от их искр поджигать бенгальские огни, - настолько между исполнителями главных ролей химичило, - что сама по себе Лила не томная и нежная, а раскованная, не лезет за словом в карман и вообще может дать фору ранним героиням индийского кино - это даже на тот момент, в 2013 году, было явлением из ряда вон выходящим. Но согласитесь, картинка-то получилась очень даже красивая. А с учётом того, какие фильмы даже до него снимались, и что там показывалось - я сейчас именно Болливуд в виду имею, - тут извините, но "Рам и Лила" просто цветочки по сравнению с той же "Тёмной стороной желания". Разве что и там, и тут между исполнителями главных ролей химичило не по-детски.
В то время, как "Рам и Лила" выступили индийской адаптацией Шекспировской трагедии, по сути, не имея под собой никакой реальной подоплёки, то история любви Баджирао и Мастани такую подоплёку как раз имела. Следовательно, создателю фильма в теории стоило повнимательнее отнестись к историческим деталям, которые известны на данный момент.
Итак, у нас есть Баджирао, махаратский пешва (древний аналог современного премьер-министра и полководца одновременно) при дворе императора народа маратхи. У нас есть Мастани, принцесса-полукровка из Бунделькханда, чей отец являлся махараджей, а мать была наложницей-персиянкой. У Баджирао также была супруга Кашибаи, так что, по сути, любовь к Мастани была чуточку запретной. И этот самый пешва женился на любимой Мастани, что послужило великолепной основой для легенд и пьес, романов, тв-версий и разных художественных фильмов, преимущественно на языке маратхи.
Имея в качестве базы реальные исторические прототипы, Бхансали хотел снять, прежде всего, фильм не документальный, не достоверно исторический и даже не биографический. Основой стал роман Н.С. Имандар, который был переработан для сценария, с хорошей такой драматической составляющей. А в основе романа были положены именно легенды да предания, которые окутали реальную историю Баджирао и Мастани. Интересно, для кого в начале фильмов всегда пишут, что события и персонажи являются вымышленными, ну в самом деле...
Досталось многому - некоторые консервативные люди обвинили Бхансали в том, что его фильм является оскорблением культурных ценностей и традиций. Что песни и танцы, коими полна картина, вообще несвойственны оригинальным прототипам. Что наряды, которые носили герои, абсолютно не соответствуют тому, что было в ходу в то время.
Впрочем, успеху фильма это отнюдь не помешало.
Основой для истории о любви и верности, представленной в данном фильме, стала поэма мистика-суфия Малика Джаяси, в которой он рассказывал о том, как познакомились меварский царь со своей любимой женой, и как пал великий город Читторгарх.
Так в чём же трагичность истории, спросите вы? А в том, что раджа Мевара имел жену-красавицу Падмавати (не единственную супругу, если что), умницу, красавицу, и из лука стреляющую, разве что не комсомолку, но по той простой причине, что комсомола не существовало тогда в принципе. И была между ними сильная любовь, да такая, что Падмавати была готова за супругом и в огонь, и в воду, и в медные трубы постучать. А ещё был Алауддин Хильджи, мусульманский султан, которому напели о том, что удачу ему принесёт только Падмавати. Будучи азартным человеком, вознамерился Алауддин пойти и отобрать чужую жену. Другой, более прагматичный и рациональный (по идее) раджа отдал бы причину возможной войны да и спал бы спокойно, но не в случае с раджой Мевара. Он попытался достойно ответить сопернику, его войску, но не дать никому коснуться любимой Падмавати. Да, он погибает (упс, спойлер), но и Падмавати Алауддину не достаётся. Как не достаются захватчикам и тысячи других женщин, которые живут в городе. Они разводят гигантский костёр в храме и производят буквально обряд сати - для тех, кто может быть незнаком с культурой индийцев, поясню. Сати - древний ритуал сожжения, когда на костёр умершего супруга восходит его жена. Или несколько жён. Зачастую сати производились не особо добровольно для овдовевших дам, но в случае с Падмавати этот самый сати здорово обломал Алауддину его хотелки. А саму храбрую жену раджи Мевара возвёл в ранг легенды.
Кстати, этот случай самосожжения и именно в городе Читторгархе имел место быть - в XIV веке. Так что вот вам историческая достоверность, немного приукрашенная киношным колоритом.
Так почему же начались скандалы с выходом этой шикарной картины? Почему Дипике Падуконе, просто исполнившей роль Падмавати, особо радикально настроенные типы грозили отрезать голову? А потому, что они сочли шедевр Бхансали насмехательством над культурой раджпутов, реальными личностями Алауддина Хильджи (его, кстати, сыграл Ранвир Сингх), раджи Мевара, самой Падмавати. "Недостоверно исторически!" - возопили они и, сотрясая воздух угрозами, требовали запрета показа фильма по всей Индии. Конечно, на практике "Падмавати" выстрелила, и ещё как, став одним из самых успешных проектов у Бхансали.
Кстати, небольшое отступление от темы именно индийского кино. В своё время с рядом претензий и даже скандалов столкнулись создатели турецкого сериала "Великолепный век", рассказывающего историю любви между великим султаном Сулейманом и его любимой хасеки Хюррем-султан, реальных исторических личностей. Начиная от нарядов, заканчивая исторической достоверностью - всё было раскритиковано, но не помешало проекту выстрелить не только у себя на родине, но и по всему миру.
Так насколько оправдано разжигание религиозных и исторических скандалов? Вот знаете, смеяться над чужой верой нехорошо, но рассматривать различные интересные вопросы не так плохо. Историческая достоверность - это тоже хорошо, вот только для этого существует такой жанр фильмов как документальный, где и можно достоверно освещать реальные события из истории страны. Режиссёр имеет право на творческую свободу, и если он, простите, указывает в самом начале, что всё представленное в фильме является художественным вымыслом - зачем, вашу ж япону мать, обижаться и угрожать смертными казнями? Он что, на китайском об этом говорит, или нормальным, человеческим языком? Почему во всём всегда ищется негативный подтекст, которого зачастую-то и нет?
Небольшой вывод: что касается исторических и религиозных скандалов, к сожалению, зачастую в индийском кино они имеют очень хлипкую и натянутую основу. Есть, конечно, проекты с реальными насмешками и оскорблениями, да их практически никто и не смотрит. А выискивать проблемы и причины для обиды там, где их нет - глупо.
Форма № 2 - Личные скандалы.
К такой форме относятся сразу несколько вариантов. Это вам и конфликты между бывшими любовниками или супругами, которые часто приводят к разводу. Это и проблемы со звёздными отпрысками, и подозрения в отношениях, и многие другие - в общем, всё, что относится непосредственно к личности любимого артиста.
Кстати, снова небольшой экскурс. В той же Южной Корее отношения артистов (певцов, актёров, телеведущих и так далее) как с коллегами по индустрии развлечений, так и с обычными людьми являются скандалом. Да-да, даже если ты женишься и заводишь ребёнка - что в принципе совершенно нормально, - то в разных статьях на просторах сети тебя будут считать источником скандала. Так, например, случилось с участником к-поп группы "EXO" Ким Чондэ, который в 2020 году объявил о том, что женится и что у него будет ребёнок. Нормально, скажете вы? Ан нет, особо "умная" часть фанаток стала требовать его исключения из состава группы. По факту - просто за то, что он посмел любить женщину, хотеть на ней жениться и заводить с ней детей. Так что в этом плане индийцы как-то терпимее относятся к новостям о романе актёров.
Как я написала чуть выше, в Индии новости об отношениях поводом для скандалов, по сути, не являются. За исключением, разве что, ситуаций, когда одна из сторон этих самых отношений женатая или замужняя. Тот же Адитья Панчоли, будучи в браке с Зариной Вахаб, имел отношения с Канганой Ранаут, что не особо позитивно было воспринято индийцами. Доставалось клеймо разлучницы и Шридеви, подозреваемой (только подозреваемой!) в отношениях с Митхуном Чакраборти, и Рекхе, которая якобы имела шашни с женатым Амитабхом Баччаном. Впрочем, на данный момент эти мини-скандальчики уже изжили себя, ведь прошло время, а некоторые вообще на тот свет ушли, - в виду имеется как раз Шридеви.
Куда больший размах приобретают новости о расставании любимых актёров и актрис с их мужьями или жёнами, либо бойфрендами и девушками, если брак не был заключён. Какой ушат грязи был вывернут на Ритика Рошана, разводившегося с женой Сюзанной Кхан. Досталось как физически, так и психологически Зинат Аман, имевшей неосторожность влюбиться в женатого Санджая Кхана, чья супруга Зарина совместно с ним же от души отдубасила бедняжку Аман. Индийцы, которые, опять же, весьма привержены традиционным ценностям, плохо воспринимают разводы своих любимцев, потому что само понятие расставания для них нормой пока что не является.
За потенциальные ошибки детей расплачиваются и их родители. Адитья Панчоли столкнулся с бурей негатива в свой адрес, когда его сына Сураджа стали обвинять в суициде его бывшей девушки Джии Кхан, также актрисы.
Девушка, обладавшая не самой крепкой психикой, видимо, не смогла справиться с какими-то проблемами и нашла только один выход, покончив с собой. Безутешная мать, которая отказалась верить в самоубийство своей любимицы, стала направо и налево кричать о том, что убийцей бедняжки Джии стал Сурадж Панчоли. Естественно, бедного парня стали таскать по полицейским участкам, брать показания, в общем, выполняли все необходимые процедуры, что ему, новичку в индустрии, нанесло хороший такой вред репутации. Да, было доказано, что Сурадж никоим образом не подталкивал Джию к суициду и, тем более, сам ничего с ней не делал, т.е. не убивал своими руками. Однако в прессе его имя полоскалось основательно, правда, никто не извинился за подмоченную репутацию.
Женитьба старшего сына Митхуна Чакраборти, Мимоха-Махакшая, тоже оказалась омрачена обвинениями со стороны якобы его бывшей девушки.
Незадолго до того, как Мимох и Мадалса должны были обойти священный огонь по всем индуистским ритуалам, объявилась некая особа, якобы бывшая девушка старшего сына Чакраборти. И опять же якобы, он обещал ей жениться, но обещания выполнять не стал. Звучали обвинения в изнасиловании, причём также попытке обвинений подвергалась и мама Мимоха, Йогита. На них даже подали в суд, правда, чем там дело закончилось, пока неизвестно. В общем, сложная и непонятная ситуация, неприятный скандал, который подмочил репутацию не только самому Мимоху, его жене Мадалсе, но и самому Митхуну, которого особо "умные" обвиняли в том, что детей не воспитал нормально. А то, что обвинительница банально могла оболгать его, никто во внимание брать не стал.
Приводить тут все скандалы болливудских звёзд я не буду, иначе статья будет реально гигантской, да и провести обзор всех-всех скандалов физически невозможно, так что снова сделаем небольшой вывод.
Личные скандалы получают не такое широкое распространение, как религиозные или связанные с исторической достоверностью. Активисты не бросаются на распространение таких конфликтных ситуаций, но вот те же представители СМИ буквально этим живут, на подобных вещах зарабатывая миллионы.
Форма № 3 - Пиар-скандалы.
Чтобы активно продвигать определённые проекты, их создатели часто используют разные пиар-технологии. Это бывают как позитивные, вроде выпуска клипов на песни, которые будут в фильме, - как делал тот же Бхансали с "Падмавати", например, - пресс-конференции, где режиссёр и актёры с актрисами рассказывают о том, что они сотворили вместе. А бывают и такие пиар-события, которые имеют негативный характер. Их лично я называю пиар-скандалом.
В качестве таких возможных (если есть среди моих читателей поклонники указанных ниже пар, то простите, но я считаю слухи об их отношениях чистой воды пиаром, чтобы продвинуть фильм) пиар-скандальчиков я могу назвать гипотетические отношения Митхуна и Шридеви, а также Амитабха Баччана и Рекхи.
Что касается пары Амитабха и Рекхи, то вместе они смотрелись очень органично, их игра дополняла друг друга, и реально смотреть на них было приятно. Определённая химия между ними точно присутствовала. Вот только насколько правдивы были слухи о их романе, о якобы попытках Джаи Баччан сохранить семью - причём теоретическую жертву Джаю ещё и выставляли виноватой истеричкой, - неизвестно. Лично мне в них не особо верится, потому что тогда Амитабх должен был иметь романы и с Ракхи Гульзар, и с Хемой Малини, и с другими актрисами, кто часто с ним работал в паре.
Между Митхуном и Шридеви тоже была относительная химия. Вернее, есть люди, которые её видят, а есть те, кто не видит (я в их числе, кстати). Слухи о них двоих стали курсировать именно тогда, когда Шридеви и Митхун стали работать вместе, что и натолкнуло меня на подозрения о "правдивости". Более того, поговаривают даже, что Чакраборти и Шридеви якобы поженились тайно. И снова потенциальная жертва, Йогита, была выставлена виноватой.
Так почему в обоих случаях слухи сошли на нет, когда упомянутые выше актёры перестали сниматься? Не это ли подтверждает, что они вообще никогда романов друг с другом не имели, а просто работали вместе и химичили чуточку сильнее остальных? Вот не отпускает меня до сих пор эта мысль.
И снова отступление от основной темы! Как яркий пример пиар-скандала я могу назвать драку между Жан-Клодом Ван-Даммом и Дольфом Лундгреном в Каннах, на премьере фильма "Универсальный солдат", имевшая место быть [драка, в смысле] в 1991 году. Актёры чуточку подрались прямо на красной ковровой дорожке, и лишь спустя какое-то время Лундгрен-таки признался, что это был пиар-ход, так как их герои в фильме противостояли друг другу.
В общем, промоутировать фильм - труд сложный, и не всегда он позволяет реально продвинуть то, что нужно продвинуть. Создаются целые пиар-команды, которые разрабатывают проекты, как следует протолкнуть картину к популярности, и потом создатели просто выбирают понравившийся проект. Кому хочется чернухи, те соглашаются на пиар-скандалы, даже те, которые репутацию актёрам и актрисам подмачивают. Или дают очередную пищу для травли. Кто придерживается более позитивного пиара, выпускают клипы, альбомы музыки к фильму, стараются, чтобы из каждого утюга их песни играли. В общем, пиарщики должны быть ой как талантливы, чтобы их работа не сделала фильму плохую рекламу.
Давайте сделаем небольшой вывод и по этой форме скандалов. В пиаре, по сути, не так уж много плохого, потому что он направлен на продвижение фильма или продвижение актёров/актрис. Важно понимать, что иногда попытка на фоне скандала пропиариться или наоборот, пиару придать скандальный вид, может разрушить целые карьеры. Потому пиарщики работают в поте лица, это циничные люди, которые не видят человека как личность, а расценивают его как источник своей выгоды. Фильм "Героиня", кстати, показывает одну из сторон пиара, советую посмотреть.
Итак, мы знаем, что у скандала может быть совершенно разная форма. И да, они спокойно совмещаются, так что имейте в виду - некоторые личные скандалы могут быть придуманы пиарщиками, чтобы сделать кого-то или проект известными. Насколько это оправдано - покажет история.
Но что, если скандал самый настоящий? Какие могут быть причины для того, чтобы он возник? Давайте мы рассмотрим и их.
Причина № 1 - Конкуренция.
Иногда скандалы возникают потому, что один актёр (или актриса) счёл другого прямой угрозой своей популярности. Я неспроста вставила выше фото Митхуна и Амитабха, двух талантливых актёров и легенд Болливуда, потому что некоторые источники утверждают, якобы Баччан, почуяв в Митхуне реальную угрозу, всячески пытался застопорить или вообще прекратить его карьеру актёра. Опять же, я в это не особо верю, потому что, простите, свечку не держала и лично с ними незнакома. Возможно, это правда. Возможно - попытка внести раздор между Митхуном и Амитабхом. Вот только у них были разные амплуа, если что.
Впрочем, скандалы именно из-за конкуренции в Болливуде не так уж часты, либо просто до широкой публики не доходят, оставшись за кулисами.
Причина № 2 - Личная неприязнь.
В последние несколько лет широкое распространение получили скандалы, которые основаны именно на личной неприязни. Потому та же Карина Капур, в адрес Приянки Чопры бросавшая весьма ядовитые комментарии, у меня указана именно тут, а не в плане конкуренции, хотя можно и туда. Просто в своё время Карина ощутила к бывшей подруге по фамилии Чопра личную неприязнь - возможно, вызванную отношениями с её же бывшим парнем, Шахидом Капуром, - чуточку приправленную духом конкуренции, что и спровоцировало её едкие комментарии, которые стали хорошей основой для скандала и перебрасывания шпильками.
В рэп-музыке есть такое понятие как "дисс-трек", в котором рэперы в адрес других людей высказываются в негативном духе. Так вот Карина диссила Приянку очень даже умело, тогда как Чопра в основном отмалчивалась.
Личной неприязнью к ряду актёров и актрис вызваны многочисленные слова Канганы Ранаут, пытающейся сформировать для себя образ любительницы правды, борца за справедливость и яростной активистки. По факту, Адитья Панчоли, благодаря роману с которым она и попала в индийское кино, и который помогал с лечением её же сестры Ранголи, получившей в лицо кислотой, огрёб от Канганы отборных оскорблений, обвинений просто за то, что они расстались. Ритику Рошану досталось фактически ни за что, хотя она и намекала, якобы у них был роман - во что я, кстати, не верю. На фоне смерти Сушанта Сингх Раджпута она развила целую кампанию по травле большинства актёров и актрис индийского кино, причём тех, кто с ней никогда не работал. Не потому ли, что она когда-то хотела, но её из проектов убирали? Так что лично для меня все её резкие сообщения в Твиттере, особенно в адрес коллег по цеху и режиссёров - это сугубо личная неприязнь.
Холодная война между Салманом и Шахрукхом, возможно, тоже была вызвана личной неприязнью, либо кто-то кого-то не понял.
Причина № 3 - Физическое и психологическое насилие.
Как я уже говорила, индийцы - народ вспыльчивый. А если ещё учитывать тот факт, что у них до сих пор превалируют именно патриархальные традиции и установки, то, сами понимаете, какие происходят в обычных семьях вещи.
К сожалению, такая проблема как насилие (и физическое, и психологическое) не обошла и медийных персон. Их не останавливает даже то, что за каждым шагом буквально следят, всё фиксируют на видео и фото, навсегда запечатлевая не самые приятные события в жизни известной персоны.
Почему я заговорила о патриархальных установках. Дело в том, что до сих пор, практически по всему миру позиция женщины остаётся крайне нестабильной. Многие дамы попросту не чувствуют себя в безопасности, ожидая почти что от каждого мужчины очередного подвоха, грубой попытки подкатить и всё в том же духе. Такая тенденция, к сожалению, сохраняется и в индийском обществе. Женщины подвергаются дискриминации, насилию, их попросту не воспринимают всерьёз, поставив на первое место интересы мужчин. Попытки бороться с этим пока что в той же Индии сталкиваются с жёстким сопротивлением.
Но не будем углубляться в эту тему, потому что она реально огромная. Вернёмся конкретно к нашим скандалам в индийском кино.
Наверно, один из самых нашумевших скандалов был связан с именем Зинат Аман. Небольшая предыстория - она начала встречаться с Санджаем Кханом, также актёром и режиссёром. Санджай был женат, но даже это не остановило и его, и Зинат не смутило - она была готова стать второй женой, если бы любимый Санджай этого захотел. Чувства были настолько сильными, что бедняжка впала в сильнейшую зависимость от Санджая. Наглядно это очень хорошо видно в фильме "Абдулла", по её влюблённым взглядам. Но история хорошо не закончилась. На одном из светских мероприятий жена Санджая, Зарина, вместо того, чтобы адекватно поговорить с Зинат, подняла на неё руку. Санджай жену не остановил, даже наоборот, присоединился к ней. После - обвинил Зинат, которая ему не была, насколько мне известно, даже законной женой, в том, что она ему изменяла, он об этом узнал и решил расстаться. Ага, а перед этим основательно исколошматил, могучий такой мужчина. Естественно, все эти его оправдания были враньём чистой воды, ему просто нужно было избавиться от Зинат. Потом она снова столкнулась с домашним насилием, но уже со стороны родственников Мажара Кхана, её второго возлюбленного. Их брак и до этого трещал по швам, да так сильно, что она планировала подавать на развод, но не успела - Мажар скончался. Его родня обвинила в этом не хроническую болезнь умершего, а его жену Зинат. В избиении бедной женщины принимал участие её сын, что выглядит вообще страшно. На данный момент Зинат более-менее восстановилась и в физическом плане, и в психологическом, но последствия всё равно остались, и не самые лёгкие.
Красивый и яркий роман начался на съёмках ещё одной картины Бхансали, "Навеки твоя", где играли Салман Кхан, Айшвария Рай и Аджай Девган. Если из этой троицы вычесть женатого Девгана, остаются только Салман и Айшвария. Так вот, они и начали встречаться, благо очаровывать дам мистер Кхан очень даже умел. Но Айшвария не учла одного - его сложного характера, ревнивой натуры, которая стала делать из вполне нормальных отношений, вполне способных привести к свадьбе, что-то, больше похожее на абьюз и токсичность. Салман, бывало, поднимал на Айшварию руку, ей приходилось замазывать синяки. Приезжал на съёмочную площадку и устраивал скандал - так, например, Рай потеряла главную роль в фильме "Дорогами любви", где её заменили на Рани Мукхерджи. В итоге, не выдержав, Айшвария разорвала отношения с Салманом и собрала пресс-конференцию, где рассказала о том, что пришлось ей пережить. И о физическом насилии, и о психологическом. Салман же отмалчивался, никоим образом не реагируя на слова бывшей возлюбленной. "Досталось" ему и от Вивека Обероя, с которым у Айш были недолгие отношения, тот тоже обвинял его в угрозах. На данный момент всё давно затихло, так как Айшвария на правах жены Абхишека вошла в семью Баччан, которым никакие скандалы вообще не нужны. Так что бывшие влюблённые друг про друга вообще не говорят ни на каких интервью.
Не так давно жена актёра Навазуддина Сиддики, Алия, объявила о том, что подаёт на развод и будет требовать алиментов для их общих детей. Она рассказала достаточно неприятные подробности, имевшие место в семье Сиддики, причём фактически подтверждая то, что до неё сказала племянница актёра, Саша Сиддики. О том, что мужчины этой семьи не гнушались применять насилие в адрес женщин - Алие, в частности, досталось от одного из братьев её мужа, и тот даже не подумал её защищать. В общем, женщина решила продемонстрировать публике то, что идеальный и хороший имидж её будущего бывшего супруга далеко не такой на самом деле.
И так же не сильно давно стало о том, что 30 лет известная актриса Рати Агнихотри, по сути, провела в настоящем аду. Выйдя замуж в 1985 году за архитектора Анила Вирвани, она развелась с ним в 2015 году. У пары есть общий сын Танудж, актёр кино и телевидения. Прежде чем подать на развод, Рати буквально официально подтвердила, что подвергалась физическому насилию. Анил не гнушался поднимать на жену руку, пользуясь частенько отсутствием сына Тануджа. Представляете, она жила 30 лет в обстановке страшной тирании и физического насилия!
Заметьте, о том, что в семье известных людей в индийском кино происходит как физическое, так и психологическое насилие, в основном, заявляют именно женщины. Делают они это в попытке добиться справедливости - что не всегда получается, - чтобы предостеречь последующих партнёрш своих бывших супругов и парней, дабы те на абьюзивные и токсичные грабли не наступали. Вот только тут вылезает ещё одна страшная проблема. И нет, это я не о ложных обвинениях. Это я о том, что жертвам насилия и абьюза попросту не верят, и даже более того - начинают их же и обвинять. Это называется виктимблеймингом, от двух английских слов: "victim" означает "жертва", "blame" означает "обвинять". Потому жертв насилия куда как больше в киноиндустрии Индии, просто по большей части многие из них молчат. Боятся осуждения, которое обязательно будет.
И да, СМИ очень любят тщательно обсасывать подробности таких скандалов, связанных с разными видами насилия. Причём особо не щадятся чувства жертв.
Причина № 4 - Подстава.
Эта причина для разгорания скандала тесно связана с конкуренцией и с личной неприязнью. К сожалению, киноиндустрия - это не институт благородных девиц, тут вам и интриги, и козни. Потому некоторые скандалы возникают потому, что кто-то почуял в другом человеке потенциального конкурента и решил его устранить всеми возможными способами. В том числе, подставив его. Бедняга может реально вообще ничего не сделать, но скандал с его участием будет развит такой большой, что вся его карьера полетит коту под хвост. Кстати, конкретных примеров именно в индийском кино я вспомнить не могу, потому здесь ни фото, его иллюстрирующего, ни какой-то реальной истории не будет. Если вы, уважаемые читатели и читательницы, вспомните такой пример - добро пожаловать в комментарии, буду рада узнать что-то новое.
Итак, мы разобрались с формами скандалов, с их причинами, и теперь настало время для попытки ответить на вопрос, который вынесен в название статьи. Скажите, уважаемые мои, действительно ли скандалы так необходимы для индустрии кино? Вот если логически подумать, взвесить всё за и против.
Как по мне, никакой скандал не несёт позитивной окраски. Как я писала выше, скандал - это нерешённый конфликт, который достиг таких масштабов, что остановить его крайне сложно, если возможно вообще. У нас есть две стороны конфликта, чьи мнения не совпадают, а приходить к какому-то общему итогу никто не хочет. Это страшно, потому что медийные личности для многих людей являются образцами для подражания, ролевыми моделями. Если какой-нибудь актёр смеет поднимать руку на свою супругу или девушку, если он ведёт себя как избалованная какашка - то его фанат, не особо отличающийся критическим мышлением, решит, что раз его кумиру можно, то и ему тоже.
Если учитывать наличие пиар-проектов для продвижения фильмов и актёров с актрисами, то и тут скандалы оказывают плохую услугу тому, кого нужно проталкивать к славе. Ещё ни один актёр или актриса не доказали свой актёрский талант посредством наличия у них некоторого числа пиар-скандалов. Более того, они вредят своей же репутации. Ведь если мы поставим себя на место режиссёра или продюсера, то нам гораздо проще найти менее конфликтного актёра на какую-то роль, и работать непосредственно с ним, нежели приглашать скандалиста, истеричку и ненадёжного человека. Популярность, основанная преимущественно на скандалах - это так себе популярность, потому что за ней не замечают актёрского потенциала, которым скандалист в теории может обладать. Всё, что с ним ассоциируют - это те конфликты, в которых он поучаствовал, а не роли, которые играл.
Да, я со своей точки зрения, может, и не понимаю всей теоретической полезности скандалов, но никто ещё толком не смог мне объяснить, почему они вообще нужны. Зачем их искусственно разжигать, зачем поднимать массы, нормально им не объясняя, в чём настоящая суть конфликта?
Потому лично я отвечу на вопрос так: скандалы ни в какой своей форме в киноиндустрии не нужны. Не нужны нигде, в том числе, и в индийском кино. Они только психике вредят, портят настроение и отвлекают от просмотра фильмов, многие из которых того заслуживают.
Надеюсь, вам понравилась моя статья. Если вы согласны со мной - милости прошу в комментарии. Если не согласны - тоже выражайте своё мнение по этому поводу. Давайте вместе с вами вместе попробуем понять, зачем вообще нужны скандалы и с чем их кушать. И помните - тут представлено только моё личное мнение. Ваше я жду в комментариях.
До встречи в следующей статье!