Планируя маршрут по северному Кавказу обязательным пунктом программы были родовые башни в Ингушетии. Не скрою, некоторые опасения присутствовали перед посещением это республики. Определенно и телевизор сделал своё дело (это образно, так как телевизора у меня нет уже года три). Большая часть родовых башен сосредоточена в Джейрахском районе этой самой маленькой республики России. Только представьте, здесь этих башен более 1000!
Как оказалось, опасения по поводу безопасности была несколько избыточно. На границе с Северной Осетией было КПП, где у нас проверили паспорта и записали их и номер машины в специальный журнал. Заняло это всё минут пять-десять. Больше каких-то встреч с силовиками не было. Также никаких конфликтов или недопониманий с местными жителями не было, все были приветливы к нам.
Большинство башен стоят не особняком, а целыми комплексами. Какие-то сохранились лучше, какие-то почти разрушены. Самыми популярными и впечатляющими являются Эрзи, Эгихкал, Таргим, Хамхи, ну и отдельным стоят Вовнушки. Для меня самым впечатляющим был Эгихкал, он просто огромен. Такие комплексы состоят из боевых башен, полубоевых и хозяйственных. Также немного в отдалении стоят склепы. Обычно, такие комплексы принадлежали определенному роду. И чем больше был комплекс, тем богаче был род.
Вообще, со строительством башен у ингушей была связана очень известная традиция. Так, на место, где предполагалось строительство башни, предварительно выливалось молоко, если оно впитывалось, то башню здесь строить было нельзя. Если же молоко не уходило, то значит основание башни здесь будет крепким. Далее, на строительство башни отводился ровно один год, в случае если башню не успевали построить, то она разрушалась, а род признавался слабым. Мастера, которые строили башню, тоже очень ценились, ведь строительство велось изнутри, без внешних лесов.
Также, если после строительства башня падала, то к такому мастеру больше не обращались. Но при этом и род, кому принадлежала башня, считалось, что слишком жадный, так как значит мало заплатил мастеру или плохо его кормил. Кстати, с питанием мастера тоже была своя традиция. Если он терял сознание во время строительства, то опять же, значит род жадный, так как плохо о нём заботился и мало давал еды.
Что касается путешествия на авто здесь, то основная дорога здесь в отличном состоянии и заасфальтирована. Но следует учитывать, что сами башенные комплексы находятся в большинстве своём в отдалении от основной дороги, а имеющиеся грунтовки к ним сейчас перекрыли. Так что готовьтесь много ходить ножками. К тому же Эрзи вообще нужно забираться высоко в гору. Также, чтобы проехать к Вовнушкам нужно заплатить небольшую сумму, дорога туда перекрыта шлагбаумом и дальше ведёт уже не асфальтовая дорога.
Кстати, многие из родовых башен были разрушены во время депортации ингушей в 40-х годах. Вот если подумать, если б не было у нас этих печальных страниц в истории, сколько б всего мы могли сохранить... А приехать сюда в Ингушетию я считаю нужно точно, здесь реально очень красиво, а живут здесь хорошие люди.
Спасибо, что дочитали текст до конца! Если Вам понравилась эта статья, то поставьте ей лайк, мне будет приятно! Ну а что бы и в дальнейшем видеть в ленте мои публикации, подписывайтесь на мой канал "Путешествия Котяры" .
Читайте также другие мои статьи о Кавказе:
Есть ли смысл ехать на наш Кавказ и что там смотреть? Наш вариант!
Покажу Пятигорск как он есть. Основные места города за один день.
Посетили место схода ледника Колка, показываю как там сейчас
Необычная скульптура, которую мы встретили в Осетии