Часто у городских водителей, привыкших к асфальту и хорошим дорогам, возникает жгучее желание выехать на природу, в лес, в глушь, на свежий воздух. Но желание – это не самое главное. Способна ли машина съехать с асфальта, а затем после грунтовок и бездорожья вернуться в родную стихию и может ли автомобилист помочь своему четырёхколёсному другу сделать это без потерь?
Прежде чем взяться за нелёгкое дело езды по долинам и по взгорьям на городской «пузотёрке», надо положить с собой в багажник на всякий случай кроме мангала с гамаком топор, лопату, заправить полный бак (плохие дороги увеличивают расход топлива), проверить наличие домкрата, компрессора, ремкомплекта для колёс и других слабых мест.
И ещё: езда по бездорожью сродни езде в зимних условиях. Поэтому не лишне вспомнить навыки движения по снежной колее, неглубокой целине и гололёду.
Во-первых, не суйтесь в колею, явно превышающую по глубине клиренс (дорожный просвет) вашего авто. Небольшой участок можно преодолеть вразрез, пропустив колею между колёс, ну а затяжной – лучше в объезд. Если всё-таки «сели на брюхо», придётся подкладывать жерди (тут вам пригодится благоразумно прихваченный с собой топор) или поддомкрачивать повисшие в воздухе колёса, чтоб подложить опору.
Преодолевая рытвины и местность с пнями и камнями на седане, помните про большие свесы и длинную базу; чтобы ехать наверняка, лучше провести разведку местности и в случае более вероятной её непреодолимости лучше поискать альтернативный маршрут.
На загородных направлениях (недаром про бездорожье говорят «не дорога, а направление») часто встречаются лужи. Перед форсированием такой водной преграды надо её обследовать: потыкать палкой – твёрдый ли грунт на дне, нет ли камней или брёвен. Лучший выход из ситуации – конечно, найти объезд. Но если это невозможно, то проезжать лучше на малой скорости, прижимаясь к одному из «берегов».
Попав на песчаный участок, вести машину надо как по рыхлому снегу – не перегазовывать, стараться не переключать передачи, не дёргать руль, иначе можно закопаться в песок. Тогда придётся копать (тут будет очень кстати положенная перед началом путешествия лопата, только, конечно, не снеговая) до твёрдого грунта, чтобы колёса могли зацепиться. Надо освободить все четыре колеса плюс прокопать придётся ещё примерно метр-полтора в направлении движения, чтобы спокойно тронуться с места передним или задним ходом. Ещё помогает снижение давления в шинах наполовину. После выезда из песчаного плена не забудьте воспользоваться компрессором.
Подниматься в гору на машине с передним приводом лучше задним ходом; при спуске с горы ни в коем случае не выжимайте сцепление. А глинистые участки вообще лучше объезжать стороной, по крайней мере, начинающим водителям на низких городских машинах. Ну а если машина повыше и водитель поопытней, то можно побороться с таким «кисельным» участком. Раскачка вам в помощь, подложенные под колёса ветки и другие подручные предметы вплоть до автомобильных ковриков тоже сгодятся.
Может встретиться на пути к загородному отдыху на природе, к примеру, ручей. Если принято решение преодолевать его вброд, то обязательно надо исследовать дно, берег со стороны съезда и особенно противоположный. Идеально, если до вас тут кто-то проезжал, и о преодолимости переправы свидетельствует накатанная колея. Ну а быть первопроходцем или не быть – решайте по ситуации: достаточно ли у вас пассажиров, чтоб вытолкать машину из западни, и есть ли среди них легкоатлеты, чтоб быстро сбегать за трактором.
Узкие лесные дороги как магнитом притягивают владельцев маленьких машин. Иногда кажется, что такое транспортное средство можно перенести из точки А в точку Б только на руках. Но нет – едут сами! А всё потому, что водители знают: чтобы разъехаться со встречными, надо найти место для съезда с дороги и выезда обратно задним ходом, в болотистую обочину лучше не соваться. А уж если пришлось разворачиваться на дороге среди болота, надо обязательно оставлять ведущие колёса на твёрдом грунте, чтобы машина могла сама себя вытащить.