И снова здравствуйте. Прежде чем перейти к основной части статьи, хотим сказать, что вчера вышла вторая аудиокнига «Дело 581-14/ОДЧ». У статьи про неё очень мало показов, так что если кто хочет почитать и качнуть демо-отрывок – заходите по этой ссылке. Кому лень, в следующей новости будет трек, который можно послушать, не скачивая на ком.
А теперь к делу. Хочется поздравить всех, кто в той или иной мере имеет отношение к космосу. Ведь сегодня очередная годовщина знаменательного события. 55 лет назад Алексей Леонов вышел в открытый космос. Что в этом такого? Ведь сейчас выход в космос – это вполне себе обычное событие. Космонавты проводят часы за пределами станции, самый длительный выход – около 9 часов. Но это сейчас, а в 60-х… Тогда практически любой полет был шагом в неизвестность. Чем-то новым и крайне опасным.
У Алексея Леонова был запас кислорода, причём имелся не один баллон, но какая разница, сколько вы сможете дышать – десять минут или несколько часов, если вы оторвались от корабля, если просто не можете попасть внутрь?
Вообще этот полет богат на неприятности и случайности. Командиром корабля был Павел Беляев. Роль командира корабля… Недавно мы спросили одного из наших читателей, кто такой Майкл Коллинз, и потребовалось много времени, пока он сообразил, кто это. А ведь Коллинз – командир экипажа «Аполлон -11». (Мы уточнили данные. Майкл Коллинз был пилотом Командного модуля, а командиром экипажа был Нил Армстронг. Спасибо Ивану Иванову за уточнение и ссылку. Позже мы объясним, откуда взялась такая ошибка).
Вот и Павел Иванович… Кавалер ордена «Красной звезды», награждённый медалью «За боевые заслуги», Герой Советского Союза и герой Социалистического труда… Только сейчас он стал более-менее известен, благодаря фильму «Время первых». Но про него вспомнили и снова забыли. Мы понимаем, что сейчас многие скажут – да нет, мы помним! Давайте будем честны, половина из тех, кто так скажет – слукавит, а вторая половина плотно интересуется историей космонавтики или имеют к ней профессиональное отношение. А раз так, то скажем пару слов о человеке, без которого выход в космос не состоялся бы. О человеке, которому Алексей Архипович обязан жизнью.
Павел Иванович зачислен в отряд космонавтов в 1960-м. Среди коллег он был самым старшим, единственным, кого в отряде звали по имени-отчеству. Да и было за что. В 43-м добровольно вступил в ряды РККА и был отправлен в лётное училище, из которого выпустился в 1945-м и учувствовал в Советско-Японской войне. В отряд космонавтов он пришёл не молодым лейтенантом, а заслуженным майором, командиром эскадрильи. Проходил подготовку к полётам на кораблях «Восток» и «Восход». 18 марта 1965 года отправился в свой первый и, к сожалению, последний полёт в космос. Павел Иванович умер от острого гнойного перитонита в 1970-м и похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. Но 18 марта 1965 года он был полон сил, здоровья и решимости. Он был командиром экипажа.
Примерно в 11 часов 18 марта Павел Беляев наполнил надувную шлюзовую камеру, открыл люк, соединяющий её с кораблём, и туда вплыл Алексей Леонов. После этого люк был задраен и началась разгерметизация камеры. В 11 часов 28 минут и 13 секунд, в начале второго витка, процесс разгерметизации был полностью завершён. Через 4 минуты был открыт люк шлюзовой, открывая дорогу в космос. А спустя ещё две минуты Алексей Леонов вышел в открытый космос.
Мы не станем говорить о длине фала, запасах кислорода в аварийных баллонах и т.д. Всё это есть в свободном доступе. Мы предлагаем задуматься над тем, что это значило. Какое значение имел этот шаг для развития космонавтики. Человек впервые оказался в космосе, один на один со вселенной. Да, собственно, всё было впервые. Впервые использовали надувную камеру, впервые использовали пустотный скафандр, впервые, впервые, впервые… Только вдумайтесь, внутри скафандра поддерживалась «комнатная» температура, при этом колебания температуры на его поверхности достигали 160 градусов.
Что испытывал Алексей Леонов? Отчасти это может описать фридайвер, спустившийся ниже 10 метров и начавший «скользить», когда уже непонятно, где верх, а где низ, и привычный солнечный, земной, свет остался над поверхностью. Но под водой это состояние контролируемое. Совсем близко люди, спасатели, а там… Там вокруг только бездна. Мы не могли не вспомнить об этом полете. Помните статью о сюжетах? Вот из таких вот историй и черпаем вдохновение. История Тим Тима написана отчасти по рассказам Алексея Леонова.
То, что произошло дальше, до недавнего времени было скрыто от широкой публики.
После выполнения обязательной программы и нескольких «отходов» от корабля настало время возвращения. Кажется, делов-то: открыть шлюз, вплыть ногами вперёд, закрыть за собой люк, дождаться восстановления давления и войти в корабль. Всё просто. На самом деле всё было сложно даже на земле. Тут надо понимать, что диаметр «трубы» всего метр, и войти в него надо с ювелирной точностью, ведь любая промашка может окончиться трагедией, но это решается тренировками, которых было достаточно, хоть и проходили они на Земле. А вот сюрпризы космоса тренировками предусмотрены не были.
Скафандр раздуло так, что космонавт физически не мог войти в шлюзовую. И вот тут сказала о себе подготовка и решительность. Скафандр раздулся из-за давления внутри? Снизить его. С 0,4 атмосферы, до 0,27! Знаете, что это значит? 0,4 атмосферы – это примерно высота 5 тысяч метров, а 0,27 – это высота чуть выше Эвереста. Время и до этого было на исходе, а из-за нескольких несколько безрезультатных попыток войти в шлюз его практически не осталось. Давление критическое, кислород… кислород, считайте, на нуле. Алексей Архипович решается на риск. Вместо того, чтобы входить строго по инструкции – ногами вперёд, что не получается даже со стравленным давлением, он принимает решение идти вперёд головой. Как спелеолог по шкурнику.
А теперь вопрос: почему в шлюзовую надо заходить ногами вперёд? Правильно, чтобы люк за собой закрыть. А открывается он внутрь и съедает добрую половину объёма и без того небольшой шлюзовой камеры. А теперь представьте себя в трубе, когда с каждой стороны до стенок этой трубы всего по 15 сантиметров, и в этом пространстве вам надо развернуться. Иначе вы не сможете закрыть внешний люк и не войдёте в корабль. Алексей Архипович смог. В 11 часов 48 минут и 34 секунды люк шлюзовой был задраен и начался надув воздуха. Вне корабля Леонов провёл 23 минуты 41 секунду. Из них в открытом космосе 12 минут 9 секунд в открытом космосе. Основной запас кислорода кончился, в дело пошёл резерв. Вернувшись в корабль. Алексей Архипович нарушил инструкции: не дожидаясь закрытия люка и проверки на герметичность, открыл шлем и вытер пот.
Но космос не перестал преподносить сюрпризы. Начало расти парциальное давление кислорода. Когда это заметили, оно уже вдвое превышало норму. Одна искра, и Беляев с Леоновым повторили бы судьбу Валентина Бондаренко и экипажа «Аполлон-1». Пожар на корабле в море – это страшно, но его ещё можно потушить. Пожар в барокамере это на 99% смерть. Её нельзя быстро открыть, и хотя Валентина вытащили ещё живым и доставили в больницу, он умер. Врачи боролись за его жизнь 8 часов. Он погиб за 19 дней до полёта Юрия Гагарина. Приказом по ВВС от 15.04.1961 Валентин объявлен космонавтом... Так вот, такой пожар в космосе, в спускаемом аппарате это мучительная смерть не на 100, а на 200%. Малейшая искра – и всё. Причины роста давления стали известны только на земле, а в тот момент никто не знал, что делать. К счастью, после того, как давление достигло 920 мм. рт. ст. (более чем в 10 раз больше штатного) сработал автоматический клапан, и всё пришло в норму.
Но и это ещё не все. Из-за отстрела шлюзовой камеры режим вращения корабля изменился, и вышла из строя система ориентации. Посадка должна была состояться в автоматическом режиме на 17-м витке, но автоматика дала отказ. Земля приняла решение сажать корабль в ручном режиме. Космонавты самостоятельно определили район посадки. А дальше…
Вот что значит – в первый раз. Всё в первый раз.
Кресла космонавтов были поставлены так, что в пристёгнутом «по-посадочному» состоянию экипаж не мог произвести ориентацию корабля. Просто не дотянуться. Павлу Беляеву пришлось отстегнуться, подготовить к включению тормозную установку (ТДУ), произвести ориентирование корабля, пристегнуться и только после этого включить ТДУ. На то, чтобы вернуться в кресло и пристегнуться, ушло 22 секунды, что дало перелёт примерно в 165 км. Они должны были приземлиться в 150 км западнее Соликамска, район выбирали сами, подальше от людей. А приземлились совсем не там.
Гражданские вертолётчики Пермского отряда нашли их спустя 4 часа после приземления, по куполу парашюта. Но одно дело найти, а совсем другое – вытащить из тайги. Это не бескрайняя степь Казахстана. Чтобы спасти космонавтов, надо было найти площадку для приземления вертолёта или отправить лыжников. Собственно, сделано было и то, и другое.
Конечно, в фильме несколько приукрасили и драматизировали событие того дня и ночи, но в целом всё показано достаточно точно. К ночи стало очень холодно. Спускаемый аппарат стремительно терял температуру. Под скафандром космонавты были мокрые до нитки. Им сбрасывали тёплые вещи с вертолётов, но найти и подобрать удалось только сброшенные в самом начале куртки, топор и ракетницу, найти унты и всё что сбрасывали дальше, не удалось. Всё, что сбрасывали позже, тоже найти не получилось. Вертолёты скидывали вещи на ходу, они не могли зависнуть над аппаратом, из-за погодных условий. Зато был костёр. Отжав белье, космонавты снова надели скафандры и куртки. Ночевали в ложементах, чтобы утеплиться, ободрали теплозащиту и парашютные стропы, благо было их достаточно. На следующий день, с помощью лома топора и какой-то матери, они смогли извлечь УКВ радиостанцию (до этого они могли посылать только сигнал морзянкой через коротковолновый передатчик) и связаться со спасателями. А в 11.35 20-го марта до них добрались первые спасатели, которых смогли спустить с вертолёта в 2х (ДВУХ) километрах от места посадки. О погодных условиях в тот день вы можете судить по тому, что спасатели добрались до космонавтов за три часа. ДВА километра за ТРИ часа. Только на третьи сутки Павла Беляева и Алексея Леонова эвакуировали с места посадки. А сам спускаемый аппарат вывезли днём позже.
По словам Алексея Леонова, в этом полете было семь нештатных ситуаций, четыре из которых несли смертельную опасность. Самой серьёзной был отказ систем управления, тогда были отключены все автоматические программы и потеряна связь с землёй.
Ситуация со спасение космонавтов была признана провалом. Она показала, что для поиска и спасения необходима координация всех служб и средств, находящихся в районе поиска. Принятые меры привели к появлению системы авиационно-космического поиска и спасения, что впоследствии привело к созданию Единой государственной авиационной спасательной службы СССР.
Был пересмотрен процесс подготовки космонавтов, в план обучения ввели тренировки по выживанию, был пересмотрен набор для выживания.
Сообщение ТАСС от 18 марта 1965 г.: «Сегодня, 18 марта 1965 года, в 11 часов 30 минут по московскому времени при полете космического корабля «Восход-2» впервые осуществлён выход человека в космическое пространство. На втором витке полёта второй пилот лётчик-космонавт майор Леонов Алексей Архипович в специальном скафандре с автономной системой жизнеобеспечения совершил выход в космическое пространство, удалился от корабля на расстоянии до пяти метров, успешно провёл комплекс намеченных исследований и наблюдений и благополучно возвратился в корабль. С помощью бортовой телевизионной системы процесс выхода товарища Леонова в космическое пространство, его работа вне корабля и возвращение в корабль передавались на Землю и наблюдались сетью наземных пунктов. Самочувствие товарища Леонова Алексея Архиповича в период его нахождения вне корабля и после возвращения в корабль хорошее. Командир корабля товарищ Беляев Павел Иванович чувствует себя также хорошо».
Это был последний пилотируемый полет кораблей Восход. Полет Восход-3 длительностью 15 суток был отменен. 22 февраля 1966 года корабль Восход (Космос 110) начал 20-ти суточный полет, его экипаж состоял из двух собак – Ветерок и Уголёк. А в 1967 году в свой первый полет отправился легендарный «Союз»…
Наши книги (и повторим обещанную ссылку):
"Дело 581-14 / ОДЧ - Опасно для человечества". Книга 1
"Дело 581-14 / ОДЧ - Опасно для человечества". Книга 1 - аудиоверсия
"Дело 581-14 / ОДЧ - Опасно для человечества". Книга 2
"Дело 581-14/ОДЧ - Опасно для человечества" Книга 2 - аудиоверсия
Содержание канала: статьи с 1 по 37 и статьи с 38-...
Не забываем про маршруты по Крыму:
1. Чатыр-Даг - Тарханкут (1-6 августа)
2. "По кромке южного берега" (Большой Крымский Каньон - Ай-Петри - мыс Сарыч)
Напоминаем, что поход 1-6 августа будет иметь легкий астрономический уклон. И учитывая детали похода - скучать не придется! А вот тут можно приобрести хороший телескоп любительского уровня.