Найти в Дзене

Итальянское Рождество в театре Зеленограда

Неаполь и Зеленоград! Что может связывать эти два города? Оказывается – это «Ведогонь-театр»! Ровесник XX века и любимец неаполитанцев Эдуардо де Филиппо с двадцати лет писал комедии. Но первый настоящий успех пришёл к нему в 1931 году после постановки пьесы «Рождество в доме синьора Купьелло». С тех пор эта грустная комедия ставится на театральных подмостках по всему миру и каждый раз покоряет сердца зрителей. Посетители «Ведогонь-театра» тоже не остались равнодушны к этой пьесе. На первый взгляд это просто яркий, смешной и трогательный спектакль. Но за всем этим юмором и непринуждённостью прячутся серьёзные библейские мотивы. Это можно понять ещё до третьего звонка, взглянув на занавес. На нём изображена картина Сандро Боттичелли «Поклонение волхвов». И этот евангельский сюжет режиссёр Сергей Виноградов провёл красной нитью через весь спектакль. После открытия занавеса сразу попадаешь в Италию. Но это не привычная многим туристическая Италия. Декорации художника Кирилла Данилова бук

Неаполь и Зеленоград! Что может связывать эти два города? Оказывается – это «Ведогонь-театр»!

Итальянский комедиограф, актёр и режиссёр Эдуардо Де Филиппо (1900 - 1984)
Итальянский комедиограф, актёр и режиссёр Эдуардо Де Филиппо (1900 - 1984)

Ровесник XX века и любимец неаполитанцев Эдуардо де Филиппо с двадцати лет писал комедии. Но первый настоящий успех пришёл к нему в 1931 году после постановки пьесы «Рождество в доме синьора Купьелло». С тех пор эта грустная комедия ставится на театральных подмостках по всему миру и каждый раз покоряет сердца зрителей.

Посетители «Ведогонь-театра» тоже не остались равнодушны к этой пьесе. На первый взгляд это просто яркий, смешной и трогательный спектакль. Но за всем этим юмором и непринуждённостью прячутся серьёзные библейские мотивы. Это можно понять ещё до третьего звонка, взглянув на занавес. На нём изображена картина Сандро Боттичелли «Поклонение волхвов». И этот евангельский сюжет режиссёр Сергей Виноградов провёл красной нитью через весь спектакль.

После открытия занавеса сразу попадаешь в Италию. Но это не привычная многим туристическая Италия. Декорации художника Кирилла Данилова буквально обволакивают ощущением, что ты попал в Неаполь 30-х годов XX века. Старые кровати, керосиновые лампы, повсюду сушится постиранное бельё. Оказавшись в небольшой, бедной квартире работника типографии синьора Купьелло буквально сразу окунаешься в суетливую жизнь простой итальянской семьи.

Ворчливая жена Кончетта постоянно мечется в домашних делах-заботах, попутно чрезмерно опекая своего избалованного младшего сына. Тот, в свою очередь капризничает по любому поводу и подворовывает деньги.

Брат Луки Купьелло - Паскуалино лишился жилья и теперь тоже живет в этом доме и не даёт никому покоя.

Взрослая дочь Нинучча хотя и живёт отдельно, но и она вносит свою долю страстей в шумную жизнь дома Купьелло. Она неожиданно решает бросить своего законного мужа и уйти к любовнику, что приводит в конце концов к трагедии.

И весь этот бедлам по сути скопление человеческих грехов: воровство, прелюбодеяние, лжесвидетельство, не почитание отца… И набожный Синьор Купьелло, увы, не способен остановить постоянные семейные склоки, шум и ссоры. По этому он старается не замечать проблем и как бы отгораживается от всего, что бы успеть смастерить к Рождеству праздничную игрушку – «Ясли Христовы».

В постановке Сергея Виноградова эта игрушка помещена в простенький сундучок. Кажется, что весь мир, который Синьор Купьелло считал большой игрушкой, сжался для него до размеров этого небольшого сундучка.

«Будьте как дети» – говорил Христос. И вот Лука Купьелло как большой ребёнок оберегает, лелеет свою игрушку и проносит в ней через весь спектакль дух Рождества, который остальные персонажи кажется потеряли.

Александр Бавтриков блестяще сыграл этого большого ребенка, который раздражает своих домочадцев постоянным желанием приобщить их к своей игрушке. Актёрский талант Бавтрикова ежеминутно вызывает желание зрителей заглянуть в его сокровенный сундучок, посмотреть на ясли, но, режиссер предлагает каждому зрителю самому представить этот маленький мир Купьелло, и мы видим только купленные Лукой фигурки тех самых волхвов, которые изображены на занавесе.

Рядом с синьором Купелло постоянно находится его жена Кончетта, которую замечательно играет Лилия Шайхитдинова. Она невероятно достоверно доносит те чувства, которые испытывает каждая женщина, которой приходится разрываться между домашними заботами, любимым мужем и обожаемыми детьми. Глядя на игру Лилии Шайхитдиновой невольно всё больше и больше начинаешь испытывать ощущение тревоги. Глаза её героини постоянно на мокром месте и кажется она ещё не понимает, но уже чувствует, чем всё закончится.

Отлично справились со своими ролями и остальные актёры. Ильдар Аллабирдин и Федор Липатов искрометно показали эмоциональные спарринги между дядей и племянником; Наталья Третьяк, Илья Роговин и Павел Грудцов очертили чёткий любовный треугольник и даже небольшие роли сыгранные Ольгой Львовой, Алексеем Ермаковым и Сергеем Зайцевым помогают нам поверить, что если Синьор Купелло закончит игрушку к Рождеству, то в семье воцарится мир. Так и происходит. Лука завершает работу, и вся семья объединяется у постели умирающего отца.

«Я думаю, что мои пьесы трагичны. Я уверен, что мои пьесы всегда трагичны, даже тогда, когда они заставляют зрителя смеять­ся», — говорил драматург Эдуардо Де Филиппо.

Но, несмотря на эту трагичность, хочется, что бы после просмотра спектакля, у каждого появился небольшой сундучок, в котором он пронесёт через всю жизнь что-то чистое и светлое.

В статье использованы фотографии Алины Паскеевой.