Найти в Дзене
Кратко расскажу

Подробнее про несбывшийся проект Украины "отрезать" Крым от материка судоходным каналом

Оглавление

Проект такого канала так и остался на бумаге. Давайте разберемся, в чем его суть и для чего он вообще разрабатывался

Четыре года назад на Украине выдвинули очередную супер-идею:

  • Отрезать Крым от материка при помощи 120-километрового канала
-2

Причем, это была не просто какая-то там реплика в интернете. Предложение обсуждалось на вполне серьезном уровне. На сайте Порошенко даже появилась соответствующая петиция, за которую мог проголосовать любой гражданин.

Вот какие аргументы выдвигали сторонники:

Зачем нужен канал:

  1. Получить собственный независимый выход для кораблей из Азовского моря в Черное, минуя Крымский мост
  2. Военное заграждение от возможной атаки со стороны Крыма
  3. Неофициальная, но, на мой взгляд, главная причина звучит так: да просто назло России! По этой причине в Украине сейчас делается вообще все, невзирая на обоснованность и целесообразность.

Ну, так вот. Суть идеи была простой. Вот у нас имеется полуостров Крым, который совсем чуть-чуть не дотягивает до острова:

Место соединения Крыма и материка
Место соединения Крыма и материка

По-сути, единственная "пуповина", связывающая полуостров с Евразией – это 9 километровый перешеек, именуемый Перекопским.

Перекопский перешеек
Перекопский перешеек

Соответственно, если перекопать этот перешеек, то чисто теоретически – Азовское и Черное моря соединятся.

Однако, есть маленькая проблема – Перекопский перешеек находится, преимущественно, в России, а потому – рыть канал пришлось бы ближе к Украинской стороне (порядка 20 км, вместо 9).

К тому же, пришлось бы углублять дно в озере Сиваш, т.к. оно слишком мелкое (глубины местами меньше 1 метра). Сделать это пришлось бы на расстоянии порядка 100 км.

Итого, конечный маршрут канала должен был быть вот таким:

Общая протяженность работ – 120 км
Общая протяженность работ – 120 км

Небольшая инфографика от наших соотечественников, по поводу канала:

Инфографика от kp.ru
Инфографика от kp.ru

Короче, идея была воспринята многими украинцами просто на ура, особенно националистической прослойкой.

Однако, от канала в итоге отказались и вот почему:

Почему от канала отказались

Во-первых, по поводу независимой и безопасной проводки военных кораблей, в обход Крымского моста.

Авторы проекта, наверное, не понимают, что военные корабли внутри канала – самая простая мишень. Чтобы попасть в корабль в море нужно примерно вот такое оружие:

-7

А вот для канала сойдет и такое:

-8

Ну, сами посудите. Проводить корабли каналом, по заранее известной траектории, без возможности маневрирования, в километре от границы с Россией и надеяться на "безопасность" перехода? Мда...

По поводу проводки гражданских судов. Они свободно могут проходить и сейчас, да – с разрешения России. Ну, так Керченский пролив всегда контролировался Россией и такое разрешение требовалось даже 15 лет назад.

Во-вторых, насчет военной преграды. Я лично с трудом понимаю, какое современно оружие можно остановить водным каналом. Разве что конницу, да и та в свое время успешно форсировала даже Днепр.

Что же касается ракет, истребителей и прочих московских выдумок, то им канал точно побоку.

В-третьих, построить такой канал – это очень дорого. Нереально дорого. Например, Сергей Осадчий (зампред украинской проектной организации «Укргидропроект») оценил стоимость постройки такого канала в сумму, близкую к стоимости Суэцкого канала в Африке.

Только вот Суэцкий канал ежедневно приносит десятки миллионов долларов, получая их с кораблей всего мира, а как будет окупать себя Крымский канал?

Ведь перекопать Перекопский перешеек – это действительно половина беды. Самое главное – как то углубить озеро Сиваш, а оно, по сути, является болтом с 10-метровыми донными отложениями.

Как это все вычерпывать, как укреплять берега... Учитывая, что для прохода гражданских судов нужна глубина 30-40 метров (что в 30-40 раз глубже нынешнего состояния Сиваша)

Ну, и в-четвертых, даже если бы Украина нашла миллиарды долларов на постройку, то канал отнял бы у нее слишком много времени. Вот что сказал уже упомянутый Денис Осадчий:

– Кроме того, надо будет вытащить 200-300 миллионов кубометров земли. В год при самом большом темпе строительства можно выкапывать 10 миллионов. А тут 300!

Таким образом, на одну только выемку грунта у Киева ушло бы 30 лет. Слишком долгий срок – практически 4 Майдана пройдет, прежде чем канал будет достроен (если учесть, что они на Украине случаются раз в 7 лет). А какой будет власть через 4 майдана? Никто не знает.

Вот и Порошенко тоже не знал, а потому проект вожделенного канала был мягко и незаметно слит. Сейчас все корабли просто проходят под Крымским мостом и особо не отсвечивают.