Скрытое соперничество между Олегом Ефремовым и Иннокентием Смоктуновским продолжалось всю жизнь. И началось, пожалуй, не на театральной сцене, а за 10 лет до прихода Смоктуновского во МХАТ. Гениальный дуэт двух актеров в фильме "Берегись Автомобиля" показал невероятную многогранность их талантов.
Приветствую вас друзья на канале Не/Хорошее кино.
Олег Ефремов возглавил МХАТ в 1970 году, когда произошел раскол между "МХАТовскими стариками" и "парадный" театр нужно было срочно спасать. Сначала Ефремов "влил" в труппу молодых актеров из современника: Калягина, Евстигнеева, Козакова, а в 1976 году пригласил и Смоктуновского.
Тем не менее , отношения у них складывались очень непросто. Олег Николаевич, вообще, был жестким руководителем и мог указать на дверь любому неугодному артисту, считаясь лишь с корифеями театра.
С одной стороны, Ефремов всегда как бы конкурировал и спорил со Смоктуновским, хоть и отдавал дань его таланту. С другой, далеко не все и в труппе жаловали своего коллегу. Одни считали его гением, другие актером одной роли с завышенным самомнением.
Были и ситуации , когда актер приводил в неописуемое бешенство Ефремова. Например , был случай, когда они играли в одном спектакле, в котором на столе оставалась еда и початая бутылка шампанского.
Неожиданно для всех Смоктуновский после занавеса спустился в зал и стал угощать шампанским зрителей. Ефремов пришел в ярость и стал кричать, что никому не разрешит спаивать зрителей! Но, как только артист появлялся со своей благодушной улыбкой и ласковым нежным взглядом, все крики сразу утихали. Орать на Смоктуновского было сравнимо с избиением младенца.
Ещё одним раздражающим фактором для Ефремова было то, что Смоктуновский вслух говорил про себя "гениальный актер", а частенько ссылаясь на своего князя Мышкина, сыгранного в БДТ. Но это все говорилось без пафоса, а с присущей артисту какой-то блаженной отстраненностью.
Считая себя гениальным, Смоктуновский никогда не выпрашивал для себя каких либо благ. Единственная просьба, с которой он мог обратиться к Ефремову, касалась его сына Филиппа, который был тогда студентом театрального училища. Иннокентий Михайлович хотел, чтобы сын работал в театре (впоследствии Филипп сам бросит училище).
Одни принимали некую странность и отрешенность Смоктуновского за высокомерие, а, на мой взгляд , он был просто очень трудолюбивым артистом, придерживался системы Станиславского и очень долго входил в роль, оставаясь в ней даже после спектакля. И Ефремов, прежде всего, ценил в нем талант и сыграл с ним вместе ни в одном спектакле.
А как вы считаете, друзья, Смоктуновский гений или актер одного типа, как Мышкин или Деточкин? Напишите ваше мнение в комментариях!